Народ по привычке продолжает считать, что Крайний Север и в особенности Арктика как были заброшены в 90-е годы, так и остаются в запустении.

Однако это совсем не так. Почти везде на побережьях полярных морей поселяются люди и найти действительно нежилую деревню — очень непросто. Ну, разве что полностью разрушенную, с настолько дряхлыми постройками, что за их восстановление и браться бессмысленно. Хотя таких деревень на самом деле — единицы.

 

Причем  этот возврат на заброшенные объекты с каждым годом происходит все активнее. Правда, оговорюсь: в большинстве случаев речь не идет о том, что там вдруг начинают круглогодично жить люди. Освоение идет несколько в других направлениях — тех, что актуальны сейчас. Заселение тундры и побережья полярных морей семьями, занимающимися промыслом, как раньше, — совершенно неактуально. Зато востребовано другое.

1. В деревни возвращаются люди, что родились тут когда-то и теперь живут отшельниками.

2. Деревни восстанавливают люди, зарабатывающие на жизнь рыболовными и охотничьими турами. И организующие в заброшенной деревне базу для проживания охотников и рыбаков.

3. В деревни периодически приезжают ее бывшие жители, чтобы жить там, как на даче, и понемногу рыбачить. Летом они могут жить постоянно, а зимой приезжать на несколько праздничных дней или выходных.

Тут я расскажу про несколько таких деревень

Чальмны-Варрэ — деревня у реки Поной, на Кольском полуострове. Это очень древнее поселение. Здесь давным-давно жили саамы.

Когда мы здесь побывали, то деревня уже официально считалась нежилой (ее жителей расселили по соседним, более крупным поселкам). Но сюда вернулась одна пожилая женщина, некогда родившаяся в этой деревне. Жила она тут по сути отшельницей, но к ней часто заезжали в гости ее знакомые, а также путешественники.

Кстати, тут же на реке есть деревня под названием Поной. Она также считается нежилой. Но сейчас там находится рыболовная база, где постоянно живут ее работники и периодически приезжают рыбаки, чтобы половить семгу.

А вот поселок Табседа на Тиманском берегу Баренцева моря. Его название переводится с ненецкого как «Песчаная сопка». Связано оно естественным образом с тем, что находится поселок в песках, среди сопок.

Раньше тут в тундре кочевали оленеводы, были неподалеку и промысловые избы, но какая-либо деревня отсутствовала. В 1934 году для просвещения ненцев и их приобщения к советской жизни Комитет Севера создал культбазу. А также «Красный чум», и по совместительству рыбоучасток подледного лова. В сороковых годах в Табседе уже находились: «Дом ненца»,  в шесть квартир, а также школа, ветпункт, больница, интернат, электростанция, скотный двор, морская гидрометеорологическая станция. Но в 90-х годах, как и многие другие рыбучастки на побережье, деревня была ликвидирована.

Через некоторое время туда вернулись люди. В настоящее время в посёлке проживают два человека: Александр Яковлевич и Василий.
Александр Яковлевич родился в Табседе. Сейчас он многое тут восстановил и теперь занимается организацией охот, что называется, со всеми плюшками. Группы охотников прибывают сюда организованно на вертолете, живут в специально построенных для них домиках. Тут их кормят, всячески обслуживают, развозят по засидкам.

Ad 3
Advertisements

А вот еще село Стрельна, на Кольском полуострове, у Белого моря. Селение Стрельна основано в XVII веке в качестве промысловой семужьей тони Соловецкого монастыря. Долгие века село жило и развивалось, но в 90-е, а может уже в 00 годы отсюда постепенно уехали все люди и деревня стала официально считаться нежилой.

Тем не менее, многие местные сюда постоянно приезжают как на дачу. И кажется, тут совсем нет заброшенных домов. Все очень аккуратно, красиво. Ну натуральный дачный поселок, в котором преимущественно живут летом, а зимой приезжают лишь на праздники. Постоянно же тут проживает всего 1-2 человека.

И напоследок — покинутая всеми деревня Синькин Нос с одним отшельником, находится у Хайпудырской Губы, на берегу Баренцева моря. Раньше тут, как и на многих других соседних поселениях, был рыбучасток. И, возможно, если не ошибаемся, здесь же была организована и культбаза (как и в Табседе).

 

Культбаза — Культурно-просветительная база, которая создавалась в наиболее глухих районах Севера для обучения малочисленных коренных народов. Обычно Культбаза возникала либо в уже существующей деревне. Либо, учитывая, что оленеводы обычно кочевали в тундре и никаких поселков в окрестностях, кроме редких факторий и становищ не было, — в «чистом поле». Если культбазу организовывали на новом месте, то вокруг нее в итоге постепенно разрасталась деревня.

В состав культбазы обычно входили школы-интернаты с детским домом, больница с амбулаторией, клуб, и т.п. Сотрудники культбаз обучали грамоте взрослое население, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением, организовывали чтение газет, журналов и книг, демонстрировали кинофильмы.

Но в конце восьмидесятых все постепенно захирело, и жители ушли отсюда, как и из многих других рыбучастков на побережье. Сейчас это место представляет из себя очередное нагромождение ржавого железа, использовавшегося для нефтедобычи где-то в окрестностях.

Но один человек сюда вернулся и летом живет тут. По крайней мере жил, когда мы посещали эти места, а было это в 2009 году.

И таких нежилых, но по факту обитаемых деревень еще можно вспомнить очень много. Сложнее, скорее, вспомнить места, где вообще никто не живет и все порушено.

https://zen.yandex.ru/media/sevprostor/5-pokinutyh-dereven-zapoliaria-v-kotorye-vernulis-liudi-5bbf223bc4487100ababb5e2

 

Loading