Многие думают о том, как хорошо было бы уехать от городской суеты в деревню. Останавливает одна-единственная мысль: будет ли детям комфортно за городом? Ведь кажется, что условий для их развития там меньше. Мама пятерых детей Наталья Шумакова считает, что именно в деревне они смогут вырасти творческими и самостоятельными людьми.

Местные знаменитости

– Мои дети – местные знаменитости, – смеется Наталья. – Недавно пошли на рынок, а нас узнают, говорят: «О, мы про вас в газете читали!» Про нас, и правда, недавно писали в «Заокском вестнике». Сын тогда победил на международном конкурсе «Бегущая по волнам», он у нас балалаечник. Дети и музыкой занимаются, и рисуют хорошо – в Туле даже выставку их работ устраивали.

Послушать Наталью – так все ее сыновья и дочки талантливые. Старший Коля, ему 13, – мастер на все руки, проектирует и строит сложные модели из подручных материалов, играет на гитаре и фортепьяно. Серафим – тот самый, что победил на конкурсе балалаечников, – постоянно приносит домой какие-то награды, его называют «гордостью района». Девятилетняя Настя играет на фортепьяно, поет, сочиняет стихи, шестилетняя Маша лучше всех рисует. Младшей – Даше – всего год, но Наталья уверена, что время и ее успехов не за горами. «Ну конечно, каждая мама считает своих детей особенными», – подумалось. Как будто в ответ на мои мысли Наталья достает увесистую папку с дипломами и грамотами. С таким аргументом не поспоришь.

Эта творческая семья уже шесть лет живет в поселке Бёхово Заокского района Тульской области. Это всего в 100 километрах от Москвы, но про столицу здесь не вспоминаешь. Ока, лес, живописные холмы – как будто смотришь на картину художника Поленова, который жил как раз в этих местах.

– Мы переехали сюда из Москвы, когда я была беременна четвертым ребенком, – рассказывает Наталья. – Пятая родилась уже здесь. Сначала мы ничего такого не планировали. Хотели жить за городом, но обязательно там, где есть хорошая школа. Образование – это самое главное. Я педагог-дефектолог, до школы сама могла детей обучать. А дальше что? Нашли прекрасную школу в Жуковке, очень нам понравилась. Но цены на дома зашкаливают, кругом высокие заборы. Не душевно. А в Бёхово мы строили дачу, и в процессе поняли, что останемся здесь жить. Прикипели к этой земле.

– И как вам местное образование?

– Оказалось, что местная школа очень хорошая. Классы маленькие. В шестом классе семь человек, а в каком-то – вообще три. Можно сказать, индивидуальное обучение. Постоянно пахнет щами и пирожками, директор сама заботится о том, чтобы детей хорошо кормили. Педагоги сильные, ответственные. Когда был карантин, они к нам домой приходили заниматься совершенно бескорыстно. Помимо общеобразовательной, дети ходят в музыкальную школу в поселке Заокском, два раза в неделю – в бассейн в Пущино. А еще у них в школе театральный кружок, спектакли ставят. По воскресеньям занимаются рисованием в Школе Льва Дурова в Велегож-парке.

«Девка-семиделка»

Наталья – изящная, ухоженная, очень красивая женщина. Одета стильно. У мужа свой бизнес. Смотришь и думаешь: столичная «штучка». И не скучно ей в деревне? Через пять минут общения становится ясно: за хрупкой внешностью скрывается сильная и щедрая натура.

Вопрос о деревенской скуке Наталью удивил:

– Знаете, ленивому человеку везде будет скучно, и в Москве, и за городом. Не место красит человека. Я сама активная, когда мы сюда переехали, организовала воскресную школу при храме, в обычную школу театр пригласила, праздники организовываем с ними, постановки делаем. Не надо сидеть и ждать, что кто-то все решит за тебя. Да и когда мне скучать? У меня коровы, я делаю сыр. Мне так это нравится!

– У вас пятеро детей, а вы сыр делаете? Когда вы все успеваете?

– Про меня говорят: «Девка-семиделка» (смеется). Я, наверное, не сплю. Ночью делаю сыр, ставлю йогурт, творог. Утром мы с помощницей пакуем заказы в Москву, коров доим. У меня четыре коровы, собираюсь еще двух купить. Мы их завели, чтобы у детей было свежее молоко. Но все друзья сказали: «И нам давайте, мы тоже хотим». Молока было много, наша учительница научила меня делать домашний сыр. А гости приезжают, говорят: «Попробуй теперь твердый сыр сделать». Муж присоединился: «И йогурт давай». Коров мы содержим по системе Виватон, кормим экологически чистым зерном от местного фермера Павла Абрамова. У нас все свое. Куры, кролики, картошка, морковка. Зимой едим то, что запасли – соленья, варенья. Кто бы к нам ни приехал, всегда есть, чем угостить. Помню, еще давно наш батюшка – а он у нас прозорливый – мне говорил: «Будешь ты коровницей». У меня тогда и мыслей таких не было, решила, что шутка. Но вот видите, сбылось. Теперь я – коровница (смеется).

Школа Льва Дурова

С Натальей мы беседуем в Школе Льва Дурова в дачном отеле Велегож Парк Resort . Ее дети в соседней комнате рисуют гравюры, у них урок. Это место – центр притяжения как местных семей, так и тех, кто приезжает сюда на выходные. Ненадолго оставляю Наталью, чтобы пообщаться с руководителем школы Анной Хижняк и узнать, чему еще здесь можно научиться.

– Наш идейный вдохновитель – Лев Дуров. Когда он был жив – а жил он неподалеку, — активно участвовал во всех мероприятиях. Мы решили назвать школу в его честь. Сейчас она стала большим досуговым центром для детей и их родителей. А поначалу это был просто детский клуб. Здесь была только школа поварят, где мы учили деток готовить что-то простое в игровой форме, мастерская стильных штучек, – рисовали, лепили, мыло варили, – и игротека. В ней дети учились не только настольным, но и дворовым играм. Сейчас все сидят в гаджетах, в компьютерах, не знают простейших игр вроде пряток. Дети с удовольствием этим играм учатся.

Еще у нас всегда была сезонная театральная студия, сейчас она будет работать на постоянной основе. Наш сосед – актер и ведущий Виктор Логинов – периодически дает нам мастер-классы. Летом у нас творческий лагерь. Каждую смену что-то новое придумываем – мы уже и фильм снимали с детьми, и мюзикл ставили. Цены невысокие – средняя цена наших занятий – 150 рублей в час, есть абонементы, скидки.

Сейчас мы проводим много мероприятий, устраиваем праздники, вечера. Это бесплатно. Вот, на днях у нас вечер любовной поэзии, местные жители будут читать стихи – и свои, и чужие. Мы стараемся всех объединять, чтобы были дружные семейные посиделки, а то люди иногда не знают, как соседа зовут. Мы устраиваем праздники на Новый год, Масленицу. Девятое мая у нас хорошо проходит – люди собираются, поют военные песни, рассказывают о своих бабушках и дедушках, которые были на войне. Очень трогательная обстановка.

Вообще, у нас концепция такая: мы хотим, чтобы ребенок развивался во всех направлениях, но при этом мы ему разрешаем все. Он может бегать, прыгать, рисовать на стенах. Мы ни к чему не принуждаем.

Хранительница Поленово

Урок закончился. Наталья и ее дети ведут нас в музей-усадьбу Поленово, в гости к еще одной Наталье – Грамолиной, заместителю директора по научной работе. Наталья Николаевна – москвичка в седьмом поколении. Когда-то прямо из университета уехала работать в усадьбу Мураново, где в разное время жили Боратынский и Тютчев. А потом вышла замуж за Федора Дмитриевича Поленова, внука художника, и вот уже сорок два года живет и работает в Заокском районе. Как и положено, нас сажают за стол под большим абажуром. На стене – картины. Наталья Николаевна рассказывает:

Ad 3
Advertisements

«В Поленове детям очень хорошо. Здесь есть школа Поленова, Василий Дмитриевич ее сам спроектировал когда-то для сельских ребят. Тут у них и театр, и кружок театральный, и мастер-классы по гончарному делу, по икебане, балетная школа, воскресная школа, библиотека, кинозал, фестивали проходят».

Наталья Николаевна скромно умолчала лишь о том, что школа Поленова, которая с 1989 по 2012 годы была закрыта, возродилась благодаря ее трудам. Впрочем, о возрождении самого региона она говорит охотно и с вдохновением:

«Сейчас окрестности Поленова ожили. В этих краях есть свои традиции, усадьба художника стоит здесь больше века. Места здесь очень красивые, их удалось сохранить, поскольку в Поленове и окрестностях никогда не было никакого вредного производства. И при этом очень интересные перспективы жизни. Сидеть в деревне и глядеть под хвост корове скучно. А здесь можно отвести детей в хорошую школу, прийти на спектакль, на выставку, пообщаться с кем-то. Окрестные деревни начинают обрастать другим народом: дачники постепенно становятся местными жителями. Появляются рабочие места, потому что шесть коров одному человеку содержать трудно. Все питаются хорошей, здоровой пищей. А главное, это все легко, в удовольствие.

Вот это развитие Поленова рождает новую среду, дети, которые в ней растут, смогут потом вернуться в село. Знаете, говорят: «Денег нет, чтобы что-то там восстановить», а я считаю, что это ерунда. Главное, чтобы люди были – с головой, с сердцем, с энергией. В этом смысле музей-заповедник – стержень, вокруг которого может образоваться целое пространство. Собственно, оно уже образовалось».

Дети Натальи Шумаковой, похоже, чувствуют себя в Поленове, как дома. Мы отправляемся на экскурсию по музею, и они параллельно с экскурсоводом рассказывают нам то об одном, то о другом экспонате. Оказывается, летом они работают в усадьбе, ухаживают за лошадьми. А в этом году Насте разрешат самой поработать экскурсоводом, показывать диораму, которую Поленов когда-то сделал для деревенских детей. Покидаем радушное Поленово и всей гурьбой направляемся к Шумаковым домой – благо, всего восемьсот метров.

«Всех – в лес!»

Дом деревянный, большой. Здесь все в лучших традициях – бревенчатые полы и стены, большой стол, в углу – иконы. Нас угощают чаем и домашним пирогом. Дети показывают свои рисунки. Мама Натальи, которая сейчас у нее гостит, выносит на руках маленькую Дашу. Пухлощекая, с круглыми глазами, она так и просится на открытку Анны Геддес.

– Дети часто общаются со сверстниками?

– Во-первых, у нас большая семья: хочешь – не хочешь, а общаешься. А во-вторых, у нас гостей столько, сколько нет ни у кого из москвичей. У нас большой дом, и все к нам едут. Наши друзья – многодетные семьи. У одних пять детей, у других пять детей, у третьих – семь. На Новый год у нас в гостях было сорок семь детей, я думала, дом развалится. Каждую неделю кто-то приезжает. А жили бы мы в Москве, куда бы пошли? Сейчас все ходят по клубам – ни посидеть, ни пообщаться нормально.

– Получается, здесь более насыщенная жизнь, чем в Москве?

– Конечно. В Москве бы я просто ходила с детьми на площадку погулять. А здесь у них речка, лес, Поленово, в храм они сами ходят. Жизнь здесь намного насыщеннее. У нас компьютер – только у мужа в кабинете, дети в Интернете не сидят. Я, конечно, переживаю, как бы их не ущемить. Но мне хочется, чтобы они с книгой дружили больше, с животными играли, и потом, живое общение – это так дорого. Я им об этом всегда говорю. Они вырастут грамотными, целостными, психически уравновешенными. Будут управленцами, а не управляемыми.

– Им всем нравится деревенская жизнь?

– Нет, не всем. Настя, например, хочет жить в Москве. Она у нас другого склада, к коровнику не подходит, стихи сочиняет, песни поет, хочет работать на телевидении. И не надо ее заставлять, у нее другая стезя. Но мы должны ее всему научить. А вот Маша, наоборот, очень любит возиться с животными.

– Вы контролируете детей?

– Детям няньки не нужны. У моих старших сыновей были няньки, только портили их, приучили к тому, что кто-то другой за них может все сделать. Мы потом отучали. Дети все умеют сами. Когда нужно, я коров дою, а они убирают навоз, кормят животных. Это достаточно трудная работа. Я за них спокойна. Их в лесу можно оставить, и они выживут.

Московские дети любят приезжать к нам летом, они все вместе уходят в лес, у моих там землянка. Отвезли туда все материалы, шуруповерты, сколотили дом. Принесли из школы какие-то огромные линзы. Телескоп поставили, антенны повесили, связь с космосом хотели установить. Котелок у них есть, рыбы наловили, уху сварили. Два дня домой не приходили, ночевали там. Летом я хочу палаточный лагерь в лесу организовать. Найду педагогов, пусть устроят Зарницу или еще что-нибудь. Очень много детей к нам приезжает. Всех – в лес!

Мы уезжаем в Москву, а прекрасная «коровница» Наталья остается хлопотать по хозяйству – ей надо доить коров, делать сыр, развозить сыновей и дочек по школам и кружкам, угощать разносолами московских гостей, а заодно продумать, как разместить сорок с хвостиком детей, которые приедут в Бёхово этим летом.

Приедут, и, как мы, не захотят возвращаться.

https://lavkagazeta.com

Loading