Ночью мы пересекли границу с Польшей, которая встретила нас хорошими дорогами и загадочными туманами. И сдерживать свое любопытство больше просто никак не могли. По дороге попробовали напроситься в первое встречное хозяйство… и даже немного удивились, что с первого же раза нас радушно приняли! Хозяин Марек Кожицкий говорит, что сам много ездит изучать АПК других стран, поэтому понимает наш интерес. Источник: https://latifundist.com

Марек Кожицкий
Марек Кожицкий

 Марек вырос в семье аграриев и после школы, решив не продолжать семейное дело, создал свой небольшой торговый бизнес. Он несколько лет держал магазин, но земля не отпускает, и 17 лет назад Марек Кожицкий решил вернуться к сельскохозяйственному производству. Хозяйство совсем маленькое — у  Марека только 12 га земель. И всего один коллега — жена. Выращивают кукурузу, пшеницу, сахарную свеклу, а еще огурцы, дыни, фасоль.

 

 

По его словам, регион вообще-то специализируется на стручковых. В целом в Европейском союзе в последние годы проявляется тенденция производить относительно простые культуры, поэтому ЕС стремится большие дотации направлять на нишевые культуры вроде фасоли. И маленькие хозяйства активно пользуются этой возможностью, подстраивая севооборот под «выгодные» культуры.

 

И в этом  Марек видит большой плюс — под культуры вроде огурцов, дынь, фасоли перестраиваются обычно небольшие хозяйства, у которых не хватает собственной специализированной техники. Это дает таким фермерам, как Марек Кожицкий, возможность подзаработать, предлагая соседям свои услуги при севе и уборке. В сезон удается обработать до 120 га в радиусе 15 км.

 

«Жаль, что периоды посевной и уборочной длятся всего по 2–3 недели, и нельзя их растянуть на дольше, я бы еще лучше зарабатывал», — шутит  Марек.

 

 

 Марек показывает сеялку, купленную относительно недавно для этих целей. Сеялка досталась по очень выгодной цене от одного из обанкротившихся фермеров и уже давно «отработала» свою стоимость.

Сеялка для бобовых, дынь, огурцов
Сеялка для бобовых, дынь, огурцов

Интересно, что в хозяйстве  Марека вся техника б/у, многие агрегаты чуть ли не старше хозяина и почти все польского производства. Фермер рассказывает, что польская техника идеально подходит для маленьких фермеров надежностью, простотой эксплуатации и ремонта. По его словам, большинство машин до сих пор производятся практически в том же виде, что и десятилетия назад, поэтому у агрария не возникает проблем с поиском запасных деталей для 30-летнего комбайна и 20-летних тракторов.

Старенькие Урсусы
Старенькие Урсусы

Оказывается, в Польше очень развито финасирование приобретения сельхозтехники, банки легко выдают кредиты, есть даже программы ЕС. Однако с последними не все так просто, как кажется.

 

 

«Мне проще и выгоднее купить старенький трактор самостоятельно, чем связываться с этими программами и в конечном итоге переплачивать за ненужное мне оборудование», — сетует хозяин, объясняя механизм работы дотаций.

 

 

Правительство ЕС считает, что аграрию нужен не один трактор и финансирует только покупку комплексов техники: трактор с навесным или прицепным оборудованием. С одной стороны, логика в этом есть, с другой, аграрию часто выгоднее приобрести б/у оборудование или использовать уже имеющееся. Так что в целом программа, которая должна сделать технику доступнее, на самом деле делает ее дороже.

 

 

Марек Кожицкий рассказывает, что в системе дотаций ЕС вообще огромное количество недочетов. Например, финансирование проводится на двух уровнях: ЕС и отдельных государств. Первое распределяется более-менее равномерно, а второе напрямую зависит от финансовых возможностей самой страны. В результате, по оценкам экспертов самого ЕС, фермер в Германии приблизительно в 10 раз богаче фермера в Польше.

 

 

Ad 3
Advertisements

Также  Марек не очень доволен процессами, происходящими в АПК Польши сегодня: кооперация фермеров и выход на рынок крупных торговых групп приводят к снижению качества готовой продукции, «честному жульничеству» супермаркетов и обеднению фермеров.

Напоследок  Марек делится своим опытом: он каждый год увеличивает урожайность культур приблизительно на 20%. В этом году собрал 120 ц/га кукурузы, около 80 ц/га пшеницы, 60-70 т/га свеклы. И это несмотря на засуху. Аграрий уверен, что все это благодаря науке — несколько лет назад провел исследования почв на своих полях, постоянно ездит к коллегам из других стран учиться, посещает всевозможные семинары, организованные польскими учеными и производителями СЗР и удобрений и … верит в польскую селекцию 🙂

 

 

Правда, попробовал сеять кукурузу Монсанто. И засухоустойчивость у нее хорошая, и урожай отличный. Одна беда … дикие свиньи ее не едят. Вроде бы стоит порадоваться, раньше в этом регионе дикие кабаны до 30% урожая кукурузы уничтожали, а кукурузу Монсанто не едят. И это скорее настораживает аграриев.

 

 

Прощаемся с гостеприимным Мареком, приглашаем к нам в гости и едем дальше.

 

 

По дороге замечаем интересную особенность. У поляков не только хозяйства маленькие, но и элеваторы. Чуть ли не на каждом шагу — вот такие «малыши».

Вот этот красавец — самый большой из тех, которые нам попадались. Жаль, что в воскресенье никого на месте не оказалось, мы бы рассказали вам и про особенности ведения элеваторного хозяйства в Польше, а так придется отложить до следующего раза 🙂

Еще одна особенность — новую технику в хозяйствах мы видели крайне редко. Все чаще — вот такого рода пейзажи. Невольно напрашивается вопрос: неужели польская техника в самом деле до такой степени надежная? Или аграрии в этой стране не так уж и богаты, как принято считать?

Ненадолго останавливаемся проверить польскую свеклу. Еще очень мало кто собрал урожай с поля, но первые выводы делать уже можно — польские сахарщики будут вполне обеспечены сырьем для переработки.

И мы не могли проехать мимо поля озимых. В Польше поля маленькие, всего по несколько гектаров, но очень аккуратные.

Loading