Старинная деревня Мокеево (когда-то Давыдовской волости, а ныне — Второвского сельского поселения Камешковского района) нежданно-негаданно стала местом паломничества туристов, ищущих загадки природы. То ли экстрасенсов насмотрелись, то ли памятниками зодчества пресытились, кто знает? Но факт — повалил народ искать аномальные зоны. В Мокееве такой тайной стали гора и родник у ее подошвы. Источник: https://vedom.ru

Мокеева, Семеонова, Сионная…

 

 

Что мы, собственно, знаем об объекте? Мокеева гора — уникальный для равнинной местности рукотворный земляной вал или курган. Находится в некотором отдалении (метров 300-500) от жилых домов к северо-востоку. Это прямоугольный холм длиной около 80-100 метров, шириной — около 12-15 метров в основании, у вершины — 2 метра. Высота холма — метров 8-10. Ориентирован вал на юго-восток. С юга до сих пор видны остатки неглубокого рва.

 

 

Когда появился курган — точно никто пока не сказал. По разным оценкам, сооружение датируется XII-XIII веками. Хотя некоторые исследователи утверждают, что вал мог появиться в этих местах и раньше.
Помимо официального названия Мокеева гора, занесенного в справочник памятников истории и культуры Владимирской области, есть и другие.

 

 

Чаще всего местные жители называют вал Сионной (вариант произношения — Сиённой) горой. У мокеевских даже присказка была: «За Сионную гору — воровать помидору». Так отвечали на вопрос: «Куда пошёл»?

 

 

Неназванные эксперты-исследователи, ссылаясь на «аборигенов», запустили в оборот и такие названия: Татарская гора и Симеонова гора. Эти два «горских имени» гуляют по интернету и даже активно эксплуатируются экскурсоводами, от которых, собственно, мокеевские старожилы их и узнали.

Версий много

 

 

Версий, для чего был построен вал (кстати, сильно напоминающий Козлов вал во Владимире и прочие оборонительные сооружения), много. Одна из легенд говорит о том, что на кургане стояла застава, на которой с проплывавших по Клязьме купцов собирали пошлину. Также вал использовали для передачи сигналов в стольный Владимир — зажигали костры, если приближался неприятель. Конечно, Мокеевский курган передавал информацию не напрямую — он был лишь одним из звеньев системы оповещения.

 

 

В пользу «сигнальной версии» говорит ландшафт: с вершины холма открывается необычайно широкая панорама. Причем даже сейчас, когда окрестности густо поросли лесом. Стоя на Мокеевой горе, можно увидеть купола монастыря в Спас-Купалище, расположенном на месте слияния Судогды и Клязьмы. Если обернуться, с кургана видна колокольня Преображенского храма в Давыдове (а это несколько километров!). Правда, некоторые «дальнозоркие» граждане утверждают, что могут узреть Успенский собор во Владимире, но это оставим на их совести.

 

 

Еще одно объяснение возникновения сооружения связывают с именем Андрея Боголюбского. Дескать, князь хотел заложить здесь город, начал с крепостного вала, а потом передумал строиться. Или не князь, а жители ближайших селищ (для легенд точность не важна!) хотели создать крепость-убежище, но по каким-то причинам тоже отказались от идеи.

 

 

Любимая версия кладоискателей, мистиков-надомников и, кстати, старожилов деревни гораздо интереснее: Мокеева гора — это братская могила! То ли татарский военачальник со свитой здесь похоронен, то ли русская дружина, погибшая в неравной битве с ворогами. В любом случае — сокровища в кургане спрятаны значительные.

 

 

Легенды и реальность

 

 

Но курган не хочет раскрывать свои секреты! Об этом знают все мокеевцы: начнешь копать, тревожить прах павших — загорится деревня. Даже в позднесоветские времена легенда была в ходу: бабушки пугали азартных внуков-пионеров, прибывших в деревню на каникулы и бредивших археологическими открытиями.

 

 

Вариацией реального пожара в рассказах был пожар иллюзорный: копателю только казалось, что занялась деревня и страшное пламя съедает дом за домом. Так и с ума сойти недолго. Вот однажды студенты какие-то из города приехали, взяли лопаты, копают… В общем, еле ноги унесли.

Ad 3
Advertisements

 

 

Легенда легендой, но огонь для Мокеева — это психотравма, впитанная с молоком матери, но табуированная в открытых воспоминаниях. Дело в том, что в 1905 году в деревне произошёл пожар, из почти девяти десятков домов уцелели только два. Было много погибших, сотни жителей (согласно переписи, в Мокееве проживали в то время 514 человек) остались без крова. В память о пожаре в центре деревни поставили каменную часовню во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

 

 

Еще одна часовня (гораздо древнее вышеупомянутой) стояла на Городецком пруду — вблизи северо-восточной окраины Мокеева и в сотне метров от вала.

 

 

В летописях Преображенской церкви села Давыдова за 1871 год сообщается: «В деревне Мокеево деревянная часовня, внизу около пруда, куда ежегодно бывает крестный ход из приходской церкви в день сошествия святого Духа на апостолов (Духов день) и где совершается молебен с акафистом и водоосвящением. Кем первоначально эта часовня устроена и с какого позволения, предания нет. Овраг, где находится часовня, называется Городецким…»

 

 

Размер часовни, как записал местный краевед-любитель Сергей Дарумов со слов старожилов, был таким: дубовый сруб шесть на шесть метров с окнами. Высота строения с крышей около 14-15 метров. При молебне первую икону несли Великомученицы Параскевы Пятницы, которая почиталась, как Богоматерь. Вторая икона — Николая Угодника.

 

 

Еще у одного камешковского краеведа — Михаила Макарова можно найти такие подробности: «Ежегодно в Духов день здесь (в часовне на Городецком пруду. — Прим. авт.) совершался молебен с водоосвящением, в тот же день совершался молебен по павшим в битве на Мокеевском валу». В очередной раз легенда о погибших и похороненных в кургане ратниках вторглась в жизнь деревни…

 

 

«Это вы сами придумали?»

 

 

Увы, не исторические подробности влекут сегодня в Мокеево туристов. «Из недр горы излучается энергетическое поле неимоверной паранормальной силы, зашкаливающее любые биолокаторы, как проволочные, так и рамочные. Долго стоять на её гребне невозможно. На валу и его склонах отсутствуют кустарники и деревья. Птицы на неё вообще не садятся» — пишет один известный блогер.

 

 

Жители Мокеева, которым я зачитала эти «наблюдения», громко смеялись и спрашивали: .»Это вы сами придумали?» Все они с завидной регулярностью ходят на Сиёную гору — позагорать, отдохнуть и пособирать полонику. Ну и на ключик, конечно, под горой ходят: «За святой водой».

 

 

Кстати, о ключике. Еще на одном ресурсе читаем: «В 2002 году к Мокеевой горе прибыла православная делегация во главе с неким священником из г. Ярославля, которая искала упоминаемые в неких летописях три источника святой воды. Родник был освящён, обустроен».

 

 

В общем, тайн у Мокеевой горы немало. Поставить точку в вопросе, когда и зачем возник курган, может только археология. Однако последние крупномасштабные археологические исследования Вальковщины (таково старинное название группы деревень, в том числе и Мокеево, находившихся во владении владимирского Успенского женского монастыря) проводились в конце 1920-х годов. Ученые уступили место дилетантам и мистикам от туризма.

 

Автор: Евгения Арефьева.

Loading