Удивительные факты  иногда встречаешь в Интернете. Вроде бы солидные люди пишут, в чинах и званиях, а поверить им порой все-таки трудновато. Например, вещают они о том, что на Западе, мол,  очень развит эко- и агротуризм. То есть, тамошние отпускники-горожане тысячами едут в сельскую местность, чтобы очистить, так сказать, карму от копоти  мегаполисов. И с головой окунуться в деревенскую романтику. Работая забесплатно на фермах, получая взамен только харчи и ночлег.  Ну и плюс к тому – радость и счастье от уборки тонн навоза с раннего рассвета до позднего заката.

 

До недавнего времени я не то, чтобы верил в эту, мягко говоря,  пастораль, но вроде как соглашался с тем, что западники – народ своеобразный, от россиян отличный. Умом не понять, аршином не измерить. Однако, совсем недавно немного переменил свое мнение по этому вопросу.

 

Дело было так. Был я в гостях у друга, немца, который несколько лет назад вышел на пенсию, бросил  шумный  Гамбург, продал квартиру в центре, купил дом у Северного моря и зажил там, как «кум королю и сват министру». Познакомился с соседями, подружился со многими. В том числе – с фермером Михаэлем. И согласился  друг, по моей настойчивой просьбе,  нас познакомить.

 

Сказано-сделано. На следующий день в точно назначенное время мы уже подъезжали к красивой старинной ферме, сильно удаленной от населенных пунктов. Хозяин сразу усадил нас за стол, накрытый, по местным меркам, шикарно: шнапс, чипсы, хлеб  и колбаса. Выпили по единой, о погоде поговорили, и тут я обратился с вопросом. Мол, правда ли, что на твою ферму, Михаэль, люди часто отдыхать приезжают.

 

— Да, — гордо ответил он, — с июня по конец августа все комнаты заняты.

— И чем они тут занимаются, за животными ухаживают?

— Иногда заходят в хлев, гладят коров, дают им лакомство.

 

В общем,  мы не сразу друг друга поняли, ведь о разных вещах говорили. На втором этаже фермы, как оказалось, находятся два номера типа гостиничных, со всеми удобствами и кухнями. Люди в самом деле  живут на ферме, платят за комнату по 150 евро в сутки, а все время проводят на берегу Северного моря. Там очень удобные скамеечки установлены, можно на воду смотреть целый день, попутно услаждая себя пивком и бутербродами. Очень такой полнокровный немецкий отдых.

 

— Ну, а часто ли приезжают из городов те, кто хочет здесь, на ферме,  поработать?

 

Михаэль поступил, как любой немец, которому задали очень глупый вопрос – рассмеялся.

— Поработать на моей ферме горожанину? Отличная шутка!

— Да я серьезно. У нас в России все знают, что здесь у вас развит экотуризм и любой может приехать на ферму поработать, а его за это кормят и спать укладывают.

 

Фермер, услышав это, вмиг посерьезнел. Он категорически заявил, что ни за какие коврижки не допустит к своим дорогим коровкам неумех-горожан, которые видят животных только по телевизору.

 

— У меня все по графику: кормить, поить, доить, убирать. Нужно уметь управляться со сложным дорогим  оборудованием, водить погрузчик, трактор. И потом, у меня большое производство, сто двадцать дойных коров. Это не какой-то там экотуризм…

Ad 3
Advertisements

 

Позже мы с другом обсуждали эту поездку и я спросил:

— Послушай, а как вообще Михаэль со своей женой успевают управляться с такой огромной  работой? Разве он не нанимает помощников?

— Наем работников —  дело дорогое и сложное, — ответил он. – Нужно заключать договор, нести ответственность за жизнь и здоровье людей, платить за них налоги и страховку. И обеспечивать хотя бы минимальную зарплату. Это очень невыгодно.

— Но ведь вдвоем невозможно ухаживать за ста двадцатью коровами!..

 

В общем, мне удалось выведать кое-что интересное. Дав, само собой,  при этом честное благородное слово не разглашать местоположение фермы и фамилию ее владельца.

 

Оказывается, в немецкой сельской местности действительно практикуется привлечение дополнительной рабочей силы. Только к экотуризму это имеет очень отдаленное отношение. А есть  чисто деловое, но не совсем легальное сотрудничество между фермером и работником. Последний, как правило,  проживает в сельской местности, имеет навыки работы на ферме, получает пособие по безработице.

 

Схема простая, но максимально приближенная к законной:  заключается договор о том, что один предоставляет кров и пищу, а второй за это совершенно добровольно выполняет кое-какую работу. Ну, а то, что фермер выдает на руки «экотуристу» пару-тройку  сотен евро – это просто маленький подарок-гешенк  за ударный труд. По документам они не проходят и налогом не облагаются…

 

Понятное дело, что делать далеко идущие выводы из частного случая нельзя никак. Да, возможно, Михаэль и его ферма – всего лишь редкое исключение из правил. А множество других фермеров в Германии, и вообще во всем Евросоюзе, вовсе не занимаются такими хитрыми делами.

 

И, может быть,   эко- и агротуризм действительно существует, принося одним выгоды от эксплуатации почти бесплатной рабочей силы. А другим – счастье труда на свежем воздухе и пользу питания экологически чистыми продуктами.

Но смущают таки  слова немецкого фермера о абсолютной невозможности допустить к деликатному делу ухода за животными необученных горожан. А также настораживает  практически полное отсутствие информации в СМИ и Интернете о хотя бы единичных случаях проявления подобного экотуризма в России. Впрочем, это можно, безусловно, списать на исконно русские лень и нежелание вводить  новшества в устоявшиеся условия существования.

А Вы как думаете, уважаемый читатель?

Михаил Михайлов.

P.S. Прилагаемое фото взято из Интернета и не имеет абсолютно никакого отношения к опубликованному  материалу.

Loading