Жительница Гродно Татьяна Снежко, музыкант по профессии, вместе с мужем приняли решение поменять городскую жизнь на жизнь в деревне. Продав квартиру в городе, они переехали на малую родину – в деревню Повишни, Ошмянского района. Купили дом и стали жить.

 

 

Первым родился сын Илья. Через два года родилась  Настя, затем  Милана, Леша, а потом и  Маша. Для того, чтобы прокормить большую семью, Татьяна и Олег купили корову, которая и положила начало их фермерскому хозяйству. Через несколько лет у семьи Снежко было уже 12 коров, а в настоящее время в их хозяйстве — 70 голов крупного рогатого скота, сотня овец, три десятка коз и 37 гектаров земли.

 

 

«Любовь к домашним животным у меня еще с детства. Часто бывала у деда, он жил в деревне Мостище Воложинского района. Даже помогала там доить коров! Но никогда не думала, что сама когда-нибудь заведу большое хозяйство. Вначале, конечно, было непросто держать даже одну корову. Но муж у меня молодец: помогал, все делал своими руками, работал от зари до зари. Хозяйство с каждым годом росло. Увлеклись, начали растить коз, овец, свиней, кроликов, птицу. Но держать всю живность в своем сарае стало невозможно. Поэтому три года назад обратилась в Ошмянский райисполком, чтобы разрешили купить заброшенную ферму в деревне Повишни. Спасибо, помогли. На аукционе нам ее продали. Жалкое было зрелище: вся земля на территории фермы поросла бурьяном, здание разваливалось. Так и начинали работать…» — рассказывает Татьяна.

 

 

Супруги отремонтировали старое здание и построили новое. На ферме всегда чисто и аккуратно. Животных кормят только натуральным кормом, используя все свободные земли исключительно под пастбища и для заготовки сена. С большим хозяйством помогают управляться трое наемных работников, для которых оборудованы отдельные комнаты для отдыха и приема пищи. Есть диван, холодильник, телевизор, печка.

 

 

Основной доход фермерское хозяйство получает от продажи молока. Каждый день летом на Ошмянский сыродельный завод поставляется около 600 литров продукции высокого качества. Жирность поставляемого молока держится на уровне 4,5 – 4,6 процента.

 

 

Комментирует Олег Снежко: «Да не достижение это, а нормальная работа. Коль ты за нее взялся, надо делать хорошо. Вот только не ценится это, к сожалению. Если к нашей продукции у сыродельного завода нет претензий по качеству, то почему она так низко оценивается? Закупочная цена за литр молока —  как и у населения. Но ведь у нас молоко охлажденное. Сельхозпредприятиям же переработчики выплачивают больше.  Наше фермерское хозяйство — тоже юридическое лицо, сполна платим налоги. Почему же тогда нас не уравнять с СПК, создать не льготные, а хотя бы одинаковые условия для работы?»

 

 

Однажды супруги обожглись на взятом в банке кредите. Взяли в кредит  под залог 20 коров. Учитывая проценты, должны были выплатить банку 80 миллионов белорусских рублей (по старому курсу). Но потом оказалось, что выплачивать надо не 80, а 180 миллионов рублей, что сильно ударило по развитию хозяйства. Тяжело отдать такую сумму, если закупочные цены на производимую продукцию по-прежнему остаются низкими.

 

 

Несмотря на возникшие финансовые трудности, Татьяна и Олег собираются расширять свое хозяйство. Большой проблемой является отсутствие на ферме воды. Воду приходится привозить несмотря на то, что водопровод расположен всего в 150 метрах от здания фермы. Фермеры согласны оплатить услуги коммунальщиков, но те не торопятся открыть кран для их хозяйства.

 

 

На возникающие проблемы семья Снежко никому не жалуется. С трудностями стараются справляться самостоятельно. Поголовье животных растет, животным становится тесно, и фермеры строят для них новые помещения.

Ad 3
Advertisements

 

 

Молоко остается единственной продукцией, которая приносит стабильную прибыль. От овец пока прибыли нет – самок Татьяна оставляет для размножения, а мясо баранов используется для питания семьи. Шкуры и шерсть овец использовать негде. Их просто закапывают в землю, и это  несмотря на то, что кожевенные заводы загружены сырьем всего на 60 процентов и сырье это, в основном, импортное.

 

 

Но молочное производство – лишь одно из направлений, которые намерены освоить трудолюбивые фермеры. Есть планы строительства придорожного кафе. Туристов можно привлечь на ферму как современным сервисом, так и натуральным хозяйством. Прибыльным делом может стать разведение овец.

 

 

Говорит Олег Снежко: «У нас уже есть 100 овец. Держим пока их в основном для себя. Но неоднократно убеждался: мясо этих животных нарасхват, причем по хорошей цене. Два раза в год стригу овец специальной машинкой. Животные ухожены, приятно на них смотреть. Но шкуры и шерсть после убоя негде реализовать, как ни старайся. Вот и приходится их, к сожалению, закапывать. Не по-хозяйски, конечно, но другого выхода у нас нет. Были бы собственные средства или льготный кредит, построил бы перерабатывающий цех. Ведь спрос на чистошерстяную пряжу сегодня есть».

 

 

Одной из животрепещущих проблем Татьяна считает и то, что очень трудно найти для работы на ферме работников, которые ответственно и с должным старанием относятся к возложенным на них обязанностям. Большая часть работы ложится на плечи членов семьи.

 

 

«Летом приходится за полночь ложиться и вставать в четыре утра – коров три раза доим. Но ничего, справляемся, все успеваем», — с улыбкой говорит Татьяна.

 

 

За девять лет трудолюбивые супруги сумели создать на голом месте крупную ферму, на которой выращивается более 200 голов различных домашних животных. Исправно платят налоги, не лезут в карман государству и не жалуются на периодически возникающие проблемы, стараясь самостоятельно находить пути их решения. С каждым годом хозяйство растет, принося стабильную прибыль.

 

 

Михаил Осташевский.

Loading