В Брагинском районе на Днепре хотят построить порт. Зачем? Чтобы создать инфраструктуру для эффективных перевозок водным транспортом в южном направлении. Инвестиционный договор подписан в прошлом году. Выбрана и площадка под строительство — небольшая белорусская деревня в самой южной точке страны  — Нижние Жары. Источник: https://news.tut.by

 

 

Теперь власти, особенно местные, находятся в ожидании экономических перспектив. Ведь, если все пойдет по плану, порт вдохнет в регион жизнь и оживит торговые отношения между Беларусью и Черноморским регионом. Впрочем, не все считают проект удачным.

 

 

Нижние Жары еще лет 60 назад были большой крепкой деревней — здесь, согласно переписи, проживали более 600 человек. Теперь же не наберется и тридцати — в основном пенсионеры.

 

 

Разбросанные по лесным опушкам домики с каждым годом все больше уходят в землю. Но есть и обновленные постройки. Это дачи: в Жарах в последнее время скупают участки приезжие горожане. Причем не только белорусы, но и соседи — украинцы. Вот и сейчас в условиях пандемии сюда приехала отсидеться пара киевских семей.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Из благ цивилизации в населенном пункте — магазин, который каким-то чудом до сих пор не закрыт, ФАП и самое высокое сооружение в округе — вышка-антенна сотового оператора: в пятистах метрах от деревни государственная граница, и мобильная связь пограничникам необходима.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Большего проживающие здесь и не просят. По четвергам, в базарный день, местные женщины отправляются в Комарин, что километрах в пятнадцати от Жаров, а все остальное время проводят в сельских хлопотах — дел в деревне всегда хватает.

 

 

Кстати, до Чернобыля по прямой отсюда меньше 30 км, но здесь принято считать, что радиация Нижние Жары обошла стороной — деревню после аварии на ЧАЭС даже не отселяли.

 

 

Главное же богатство сельчан — Днепр. У многих он прямо за огородами. Но теперь и реку, и дома у них хотят забрать.

 

 

Еще несколько лет назад прошел слух, в который местные сначала даже не поверили: прямо на месте Нижних Жаров собираются строить порт. Позже слух оформился в заметки в районной газете, затем — в официальные заявления властей разных уровней: мол, да, порту быть, и очень скоро.

И действительно, в 2011 году между Минтрансом и турецкой компанией «ТДМР ДЫШ Тиджарет Текстиль Санайи» был заключен инвестиционный договор, согласно которому турецкая сторона обязалась построить и ввести порт в эксплуатацию в течение 4 лет. Но, по не зависящим от сторон причинам, проект не был реализован.

Ad 3
Advertisements
Фото: Сергей Комков, TUT.BY

А года три назад в деревне вдруг устроили генеральную уборку: красили и ремонтировали заборы, стригли триммерами траву — оказалось, ждут гостей. Приехала турецкая делегация потенциальных инвесторов. Но и тогда дальше прогулки по Днепру у них дело так и не пошло.

 

 

А в сентябре 2019 года стало известно, что инвестиционный договор подписан между Минтрансом и компанией «Белпорт Нижние Жары». Его сумма на данный момент неизвестна. По разным данным, она колеблется от 20 до 64 млн долларов.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Сперва для реализации задуманного нужно расчистить площадку — то есть снести 49 домов, которые окажутся на пути у строителей. Местным, чьи жилища подлежат сносу, обещают выплатить компенсации, либо предложат новое жилье в Жарах или в соседнем Комарине. Специалисты из Белгипрозема уже провели оценку земли и недвижимости. Но пока о том, кого, куда и когда будут переселять, ничего не известно.

Фото: Сергей Комков, TUT.BY

Николай Федоренко родился, женился и всю свою жизнь провел в Нижних Жарах. Тут до сих пор живут его родители. Дом на самом берегу Днепра, который мужчина построил собственными руками, пока оценили в 25 тысяч долларов. Хоть бы и в сто, говорит сельчанин, — менять свою такую привычную и понятную жизнь на берегу любимого Днепра он не желает.

 

 

— Жары фашисты не тронули, побоялись сюда соваться, радиация каким-то чудом обошла, хоть и рядом Чернобыль, а теперь кто-то придет и все загубит, — переживает мужчина.

 

Фото: Сергей Комков, TUT.BY

В перспективность проекта он не верит. Говорит, что Днепр знает как свои пять пальцев. По его наблюдениям, река в последнее время сильно изменилась: с каждым годом мельчает, а разливов все меньше.

 

 

— Вон там, — показывает он на береговую полосу, — вода была всегда. А теперь сухо. Прошлой осенью тут теплоход «Надежда» с баржей встал. Летом отправили ее из Мозыря до моря. Назад шла уже в ноябре — и встала. Вот и весь флот, вот и весь порт, — вздыхает Николай.

 

 

Елена Бычкова.

Loading