Одной из самых красивых деревень верховья Лены,  является Чанчур. Населённый пункт находится примерно в 75 километрах от Качуга на слиянии рек Лены и Чанчура. Его название с эвенкийского переводится как «чистая вода». С подачи писателя Валентина Распутина, неоднократно бывавшего в таежном уголке, Чанчур называют еще райским уголком. Источник: https://www.irk.ru

 

 

Если быть точнее, то Чанчур находится на слиянии трех рек, в дождливые годы свои воды в Лену приносит еще и ручей Конкудей. В деревне стоят самые обычные дома, но отсутствие архитектурных изысков компенсирует природа. Впрочем, в таежной деревушке есть свои уникальные объекты – памятник казаку Курбату Иванову, одного из составителей «карты Байкала и падучих рек».

 

Карбасы: Северный завоз по-ленски

 

 

В старину в верховьях Лены с оленями кочевали эвенки, здесь же их небольшая часть перешла на оседлый образ жизни, по-прежнему занимаясь охотой и рыбалкой. В конце 19 — начале 20 веков пришлые казаки строили карбасы — гребные транспортные суда, которые затем спускали до Качуга, грузили и отправляли на север, в Якутию, снабжая населенные пункты продуктами и товарами вплоть до Моря Лаптевых.

 

 

Сегодня это называется Северным завозом. Один карбас брал на борт до 40 тонн груза, и удержать подобную махину на речных перекатах и порогах было настоящим искусством. Один из рукавов Лены называется Дунькиной протокой. Существует легенда, что во время одного из сплавов мужики выпили и уснули. У рулевого весла оказалась та самая Дуня, не сумевшая вырулить на речном повороте. В итоге сухогруз врезался и затонул, а протоку стали называть Дунькиной.

 

Тем не менее, деревня возродилась, здесь появилась целая улица новых домов – Заповедная. Название родилось само собой, всего в нескольких километрах проходит граница Байкало-Ленского заповедника.

 

 

Своим возрождением Чанчур обязан бывшему старшему охотинспектору заповедника Владимиру Петровичу Трапезникову, который популяризирует это место. Он поставил в деревне памятник Курбату Иванову и казакам-первопроходцам, составившим первую карту Байкала. Владимир Петрович уверяет, что Курбат был незаслуженно предан забвению, хотя сделал для России больше Похабова, Бекетова и даже Дежнёва. В доказательство Трапезников приводит выписку из указа Алексея Михайловича о жаловании Курбату Иванову «…денег двенадцать рублёв, хлеба: десять чети ржи, десять чети овса, три пуда соли…».

 

 

Глыбу, по заказу Трапезникова, частично отшлифовали и нанесли надпись «Казаку Курбату Иванову первопроходцу к Байкалу в 1643 году». Надпись дополнена изречением армянского философа Егише: «Память о прошлом — это дозорная вышка, с которой хорошо видно будущее». Готовый монумент доставили в Чанчур по зимнику, и Трапезников в одиночку, используя лебедки, водрузил его на постамент. Венчают памятник два медных колокола, отлитые по заказу.

 

У истока Лены

 

 

Одна из величайших рек Лена (ее протяженность около 4400 километров) берет свое начало на западном склоне Байкальского хребта, порядка десяти километров от Байкала. В этом месте Владимир Трапезников с группой волонтеров в августе 1997 года поставили часовню в честь митрополита Московского и Коломенского святителя Иннокентия (Вениаминова), родившегося в Анге Качугского района. Спустя девять лет часовню освятили. К истоку Лены прорублена тропа, имеются несколько домиков для ночевки, но отправляться в поход лучше с опытным проводником. Не стоит забывать, что в нескольких километрах проходит граница заповедника, звери постоянно мигрируют.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

Как попасть в Чанчур?

 

 

Стоит сказать, что маршрут выходного дня в случае с Чанчуром не подойдет, вы только успеете добраться до таёжной деревни, и уже надо будет поворачивать домой. Поэтому целесообразно иметь в запасе как минимум пять – семь дней, чтобы успеть отдохнуть от дороги и насладиться красотой. Летом существует два основных способа – по воде и воздуху. Дешевле — по воде.

 

 

Время в пути от Малой Тарели займет 3,5-4 часа, в зависимости от скорости лодки и опыта проводника. От Малой Тарели до Чанчура и обратно потребуется 90-100 литров бензина, если на аэролодке, то почти в два раза больше. Экстремалы предпринимают попытки добраться до этих мест на внедорожниках-болотоходах.

 

 

Не советуем предпринимать самостоятельные попытки доплыть до Чанчура, потому что Лена – очень коварная река, имеет множество притоков и рукавов – заблудиться легко. Обычные «Казанки» на мелководье и быстром течении опасны. Местные используют восьмиметровые лодки — плоскодонки с низкой осадкой, способные взять на борт 4-5 пассажиров и груз. Пассажирам лучше держать фотоаппараты и видеокамеры наготове – на Лене много водоплавающих птиц, к берегу часто выходят дикие козы и изюбри и даже лоси.

 

 

В Чанчуре есть гостевые дома, многие рады принять туристов. Любители рыбалки вполне могут рассчитывать на успех. В Чанчуре и Лене водятся хариус, валёк, ленок, таймень. Несколько сот метров отделяют деревню от зарослей голубики, брусники и черники. Но отправляться за ягодой лучше группой и с сопровождающим, велика вероятность встретить медведя.

 

 

Электричества в Чанчуре нет, исключение составляют солнечные батареи, но их единицы. Для зарядки фотокамер целесообразнее завести дополнительную канистру бензина, генераторов в деревне достаточно. Не забудьте прихватить розетку-тройник, тогда сможете заряжать несколько аккумуляторов одновременно. В вечернее время вам не обойтись без москитной сетки, мази и аэрозоли от комаров и гнуса также пригодятся. Местами местность болотистая, поэтому лучшая обувь – резиновые или полиуретановые сапоги, к тому же по утрам выпадает обильная роса. В деревне работает спутниковый таксофон, так что в случае необходимости всегда сможете связаться с родными.

 

 

Борис Слепнёв.
Фото автора.

 

 

Loading