Это интервью задумывалось по образцу прочих, но масштабная личность Александра Билецкого не могла удержаться в узких рамках одной темы. Пусть его рассказ остается без купюр, ведь процесс возвращения русских людей на землю — действительно многогранный и сложный. Источник: https://rusk.ru

 

 

Билецкий Александр Владимирович, 54 года. Выпускник философского факультета МГУ, один из основателей центра традиционного искусства и ремесла России «Сень».

 

 

— Александр, как возникло решение из Москвы уехать жить в деревню?

— В рамках города я не помещался. Сам достаточно крупный человек, и в городской квартире углы сбивал, это было всем неудобно. Требовалось большое пространство, а в городе развернуться сложно. Столярничать люблю, но когда начинал на балконе мастерить, на стук сбегались соседи.

 

 

Уехал в деревню не сразу, потихоньку готовился. Начал году в 1999-м. Для начала купил разрушенный дом в деревне Огарково, в Истринском районе Московской области. Это старинная русская деревня, которой больше 750 лет. Начал ремонтировать, до сих пор этим занимаюсь. Дом в деревне требует постоянного ухода, там всё время нужно что-то налаживать. Дом — не квартира в городе, куда придёт специалист из ЖЭКа и все починит. Через 6 лет после покупки дома переехал в деревню окончательно.

 

 

— Не сложно было обустраивать деревенский быт?

— Несложно — моё детство прошло хоть и в городе, но в частном секторе, с домом, участком, садом и хозяйством. Родился я в Николаеве, на юге Советского Союза. Детство у меня было увлекательное. Мой прадед в 1937-м году был репрессирован с приговором «10 лет без права переписки». Должны были расстрелять как «шпиона», но он выжил — отсидел в лагерях 16 лет. Спасло то, что был мастеровитым человеком. Когда мне исполнилось 6 лет, дед поднял меня в 5 утра, привёл в сарай и сказал: «Теперь ты должен научиться делать лыжи и столярный клей». Я научился выгибать древесину, чтобы «носки» не упирались в снег, и в 6 лет сделал первые свои лыжи. После уже легко делал самокаты, табуретки и другие вещи. В детстве дед обучал меня многому: как голыми руками рыбу ловить, как делать силки для птиц; водил меня в лес, учил заготавливать грибы прямо в лесу. Дед хотел, чтобы к школе его внук был готов ко всему — мало ли что может случиться. Он был человек верующий и сразу мне сказал, что верить нужно только в Бога. Всё, что говорят по телевизору, — это враньё. Никакой пенсии в старости у меня не будет, а вода под лежачий камень не течёт. Так что мне приходилось с самого детства радостно осваивать всё, что я могу сделать своими руками.

 

 

С четырех лет мне уже поручали кормить домашних кур, а их было около сотни. Сказали, если не покормишь и не напоишь, то умрут. С шести лет начал кормить кроликов. Когда мне было 10, родился младший брат, и через полгода, когда мама вышла на работу из декрета, каждый день с 15.00 до 19.00 с ним оставался я. Когда исполнилось 14, мне доверили ещё двух маленьких племянниц. А в 17 лет, сразу после школы, я «сбежал» в военное ракетно-инженерное училище войсковой ПВО, в г. Смоленск. Там только и узнал о трехразовом питании и восьмичасовом сне. Для меня это было удивительное и радостное открытие.

 

 

— То есть до МГУ вы ещё окончили военное училище?

— Это училище мне не удалось окончить. Я был человеком молодым, преданным Отечеству; учился всегда хорошо, очень много читал — всё, что мог найти в библиотеке. Там нашлось много философской литературы. В 1986-м году, когда строй в стране начал меняться на буржуазный, — выразил несогласие с тем, что происходит. Стал создавать курсантский союз по защите «социалистического Отечества». Был исключён из комсомола и из военного училища. Ну, это отдельный разговор, очень долгий.

 

 

Таким образом, в 1986-м году я попал в Москву, полтора года работал на заводе «Динамо». Потом решил поступить в МГУ на философский факультет. На собеседовании декан факультета спросил меня: «Почему вы вдруг решили заняться философией?» Четыре часа мы разговаривали о Гегеле и о его работе «Наука логики». У него потрясающие три тома: первый том называется «Бытие», второй — «Небытие», а третий — «Снятие». Обо всём, конечно, не успели поговорить, но в результате остались друг другом довольны. Шесть лет я учился на дневном отделении, параллельно подрабатывал, давал уроки истории школьникам. В 1994-м году я окончил философский факультет — всего с двумя «четверками», остальные «пятёрки». И живу сейчас по специальности.

 

 

— Как это — на практике жить по специальности философа?

Ad 3
Advertisements

— Жизнь человеческая — это ответ на вопрос, кто мы, откуда и куда. Все мы у Господа уникальны, каждому даны свои таланты. И каждый должен реализовать себя в том направлении, которое определил ему Господь. Когда мы разбираемся с самими собой, понимаем смысл своего бытия и находим возможность его реализовать — слава Богу! Своей жизнью, своей реализацией я доволен.

 

 

Зарабатываю я ремеслом. В деревне Огарково построил и организовал ремесленный центр: в нём собираются люди, увлечённые древними русскими технологиями. Вместе восстанавливаем старинные ремёсла. Моя супруга, художник Марина Бирюкова, член Союза художников России, занимается церковным лицевым шитьём. Вместе создаём свою деревенскую керамику; изделия из дерева, из камня, из веток… И игрушки, и мебель, и утварь. У нас в деревне нет телевизоров, но Интернет есть, поскольку наша жизнь во многом зависит от обмена информацией. Мы общаемся с мастерами, участвуем в конкурсах и выставках.

 

 

С моей супругой мы вместе уже 11 лет. Из Сергиева Посада она переехала ко мне в деревню. В отличие от городских супругов, которые видятся только утром и вечером, мы вместе сутками — а это совсем другой формат общения. Вместе делаем наши проекты — то, на что у нас есть таланты от Бога и благословение от наших духовников. Работы мастерской, в которой душа моей Марины, участвовали уже более чем в 50 выставках, из которых половина — международные: во Франции, Италии, Польше, Сербии. К сожалению, наше потрясающее русское церковное лицевое шитьё почти неизвестно в России. Недавно проходила конференция в Академии художеств Санкт-Петербурга, где были представлены работы мастерской лицевого шитья «Сень». И там снова говорилось о том, что лицевое шитьё — это наше «никому не нужное чудо». Мы в России настолько одарены Богом, что относимся к этому как к должному. Как будто ослеплены этим даром, и не видим сами себя, не видим, где мы живём. Попадаем в силки ярких картинок, которые нам показывают, хотя всё ценное, что есть на Земле, в самом лучшем виде представлено именно у нас. Наша беда в том, что последние несколько веков мы как народ постоянно попадали в разные социальные эксперименты и мясорубки, которые нас калечили. Мы разучились себя любить. У нас постоянный дефицит любви. Чтобы это преодолеть, нужно идти в храм — это первый шаг. Начинать задавать себе вопросы: кто мы, откуда и куда. Восстанавливать ниточки, которые связывают нас с нашими предками. Традиционные ремёсла как раз залечивают эти раны.

 

 

— То есть возвращение к традиционному укладу как способ решения духовных проблем?

— Конечно. Молох технологического индустриального прогресса согнал людей с земли, разрушил крестьянское сословие. Люди ведь жили определённым укладом — семейным, родовым. Все жили на земле, у всех была своя ответственность, свой язык, своя культура. Всё это было сломано. Людей сгоняли к заводам, к домнам, концентрировали для товарного производства. А для жизни строились сначала общаги, потом хрущевки, всех загоняли в маленькие бетонные ячейки. Люди становились винтиками для воплощения чужих идей. Сейчас наступила новая эпоха — предприятия ликвидируют, производство умирает. Людей называют «новой нефтью» — планируют из них штрафами и поборами получать деньги в бюджет. Это уже наша новая реальность.

 

 

— И какие действия должен предпринять человек, который хочет уехать из города в деревню?

— Во-первых, не поддаваться на провокации, что нужно всё продать и поехать — 90%, что резкая смена обстоятельств повлечёт за собой большие проблемы. Во-вторых, понять, к чему тебя Господь призвал, понять свои таланты. От какого труда душа будет петь и радоваться? Мне, например, очень радостно работать с деревом. Господь сподобил четыре храма рубленых поставить вместе с друзьями. У меня в столярке 17 лет сушился дуб — огромный, пятиметровый. Недавно я распустил его на брус, получилось сечение 320 на 220 — очень большое. Мой духовник благословил меня поставить поклонный крест на самой западной точке нашего государства — в Калининградской области, на Балтийской косе. Там мыс, с которого видна Польша, и на нём нет ни часовни, ни храма. Будем искать поддержку, будем молиться, чтобы Господь помог поставить этот крест. У меня друг — один из лучших резчиков по дереву и по камню. Мы хотим вырезать на этом кресте много икон: образы Спасителя, Богородицы, Сергия Радонежского, а также тех святых, которые просияли на землях Прибалтийских. Это и Людмила Чешская, и Олаф Шведский, и Патрик Ирландский — это всё православные святые. У нас на севере есть православная часовня, на южной точке тоже есть, на Сахалине и на Камчатке поставили. В 2017-м году в Антарктиде поставили часовню. А на западе у нас открыта форточка. Надеюсь, что мы поставим там поклонный крест. Нас радует, что мы сопричастны этому делу.

 

 

— Можно ли посетить ваш ремесленный центр?

— Обязательно! К нам приезжали и французы, и итальянцы, и из посольства Ирана, и из посольства Южной Осетии — приезжают все, кто хочет увидеть традиционный русский уклад. А нашим людям это неинтересно! Это такой парадокс. Когда я жил в Москве, я за 10 лет ни разу не был в Третьяковской галерее. А уехал в деревню — и несколько раз ходил в Третьяковку. Я всех приглашаю — приезжайте к нам! У нас есть, чем поделиться, что показать. Мы всем будем рады! masterclub.org — Центр ремесел «Сень». agarkovo.ru — Культурный Центр «Агарково».

 

 

С Александром Билецким беседовала Анна Берсенева-Шанкевич.

Loading