Многие привыкли думать, что молодежь на работу в села  не собирается, а выпускники педуниверситетов не спешат становиться учителями.

Однако есть примеры совершенно другого рода. Например, вот что рассказал о себе директор школы в с. Загорная Селитьба Свободненского района Илья Огурцов, которому всего 25 лет.

 

 

Планы на ученого

 

 

— Вы уже два года в должности руководителя — как это случилось?

 

 

— Как ни странно, но не то что в директора — в практикующего учителя в ближайшие после окончания университета годы я не собирался. Планировал поступить в аспирантуру, писать кандидатскую диссертацию. Но, получив диплом, я должен был выбирать между службой в армии и аспирантурой. Выбрал армию. А после обнаружил, что мест в аспирантуре нет и в ближайшее время не предвидится.

 

 

Практически в это же время меня позвали в родную школу в Загорной Селитьбе учителем биологии и химии. В августе я стал учителем, а в сентябре — директором.

 

 

— А что случилось с предыдущим?

 

 

— Им была мой учитель физики. В силу возраста и здоровья она оставила эту «нервную работу», но, к счастью, учительствовать продолжает. Замдиректора тоже категорически хотела остаться только учителем. И другие члены коллектива воздержались. В общем, я, весь такой, извините, полный сил и энергии, согласился.

 

 

— А как же планы стать ученым?

 

 

— Я и сейчас планирую. Просто совмещать работу директора и аспирантуру невозможно. Сейчас нужно выбрать что-то одно, и пока это работа в школе. Мои наработки я не убираю далеко, в свободное время  стараюсь читать научные статьи в области биохимии — именно в этой области я работал. В прошлом году продолжил работу в школе, только уже с детьми.

 

 

— Кстати, о детях: став учителем, вы наверняка по-другому взглянули на учеников?

 

 

— Конечно. И не только на них, но и на школу в целом. Понимаешь весь груз ответственности, который лег на твои плечи. Ну, отношение к ученикам другое, наверное, прежде всего, в силу возраста. Некоторые ситуации воспринимаешь иначе, чем старшие педагоги.

 

 

— Старшие учителя безоговорочно вас слушаются как директора?

 

 

— Должен сказать, меня вообще очень хорошо встретили. Старшие коллеги подарили неоценимый опыт, поддержали и многому научили, мы друг другу доверяем. Каждый работник — хоть учитель, хоть повар — понимает, что исполнение моих поручений и приказов прежде всего связано с их должностными обязанностями и необходимо для нормальной работы школы.

К слову, другие молодые специалисты в школе тоже есть, но не так много, как хотелось бы.

 

 

Досье:

Илья Борисович Огурцов. Родился в 1993 г. С красным дипломом окончил в 2015 г. БГПУ. Дважды был лауреатом стипендии им. Н. Н. Муравьева-Амурского, в 2014 г. стал лауреатом стипендии Президента РФ. Не раз участвовал в региональных, всероссийских и международных студенческих конференциях. В 2018 г. в конкурсе «Учитель года» на муниципальном уровне занял I место. В этом году участвует в конкурсе «Лидеры России».

 

— У вас как у учителя много классов, учеников?

 

 

— По статусу школа у нас средняя, но, к сожалению, обучаются дети лишь в десяти классах. Учеников тоже немного — 30 человек, все только из Загорной Селитьбы.

 

 

— Насколько сама школа уже «в годах»? Трудно ли получить деньги на ремонт?

 

 

— Здание сдано в 1971 г. Конечно, что-то устарело, что-то пришло в негодность. Но текущий ремонт бывает ежегодно, 5 лет назад был капитальный. Вот дали деньги на капремонт крыши. Если вообще про финансирование говорить: под лежачий камень вода не течет.

 

 

— В этом году в амурском минобрнауки обсуждали обеспеченность школ автобусами. Как у вас с этим дела?

 

 

— За всю историю нашей школы автобуса у нас не было, хотя необходимость в нем была. Еще в мои школьные годы всегда было проблемой куда-то добраться — на соревнования или экзамены. Сейчас проблем нет, но свой автобус не помешал бы.

 

 

— Учебный процесс проходит строго по спущенной сверху программе или учитель может предлагать что-то свое?

Ad 3
Advertisements

 

 

— Конечно, обязательная программа есть, но и учитель всегда может реализовать свои проекты и идеи — элективных курсов, факультативов, кружков, творческих и научных проектов с детьми хватает.

 

 

— А вы сами курсы ведете?

 

 

— Я веду факультатив по биологическому краеведению и кружок «Химия продуктов питания» в 10 классе. Как раз в рамках своей научно-исследовательской работы.

 

 

— Вам никогда не хотелось как-то изменить образовательный процесс?

 

 

— Раньше учеба сводилась к передаче готовых знаний от учителя к ученику. Сейчас ребята на уроке самостоятельно добывают знания. И это требует использования различных форм и методов обучения, адаптации их и под себя, и под каждый класс. Вот эти методы, я считаю, эффективны. Хотя у меня лично принцип: новое — не значит эффективное.

 

 

— Что самое главное вы поняли о школе и образовании за время своего директорства?

 

 

— Что бумажная волокита отвлекает учителей от их главной задачи — обучения детей!

 

Не остаются

 

 

— Ваше село вообще большое? Что там есть?

 

 

— Село достаточное большое, очень уютное, с богатой историей. Говорят, с распадом СССР многое изменилось не в лучшую сторону. Закрылся совхоз — люди потеряли работу, стали уезжать. Но у нас есть амбулатория, пожарный пост, сельский Дом культуры, почта, дорожное управление, лесничество и сельсовет, конечно.

 

 

— Не скучно в деревне?

 

 

— Мне работа с детьми не дает скучать. Конечно, мест для отдыха у нас не так много. В свободное время я стараюсь отдыхать активно — езжу на велосипеде, хожу пешком, бегаю трусцой, иногда читаю книги, пишу стихи или рисую.

 

 

Большая часть моей жизни связана с самодеятельностью. С 10 лет я занимаюсь вокалом со своим худруком Василием Ухиным. Вместе мы спели не один десяток песен не только в Загорной Селитьбе, но и в других селах района и городах области. Именно он раскрыл этот талант во мне. Даже сейчас при таком жестком графике удается поучаствовать в различных концертах и фестивалях.

 

 

— Понимаете ли вы сейчас, почему молодежь не хочет ехать в деревню?

 

 

— Я бы так спросил: «Почему молодежь не хочет оставаться?». К сожалению, молодые педагоги, приезжавшие к нам на работу, не задерживаются. Нет благоустроенного жилья и низкая зарплата — в этом вижу основные причины.

 

 

— Но ведь при устройстве в сельскую школу молодым педагогам предлагают «подъемные», жилье. Вы, например, их получали?

 

 

— Ну, на тот момент у меня было где жить. А от единовременной выплаты (у нас 50 тыс. руб.) я отказался.

 

 

— Когда вы бываете в Благовещенске, не возникает ли желание бросить все и уехать обратно в город?

 

 

— Я не соизмеряю жизнь в селе и городе. По-своему каждый населенный пункт хорош. А мне всех необходимых благ вполне достаточно и в селе.

 

 

Хотя в будущем переехать все-таки планирую, но в Благовещенск или нет, пока не знаю. Хочется дальнейшего профессионального роста, реализации отложенной мечты об аспирантуре. Конечно, многого я не смогу в деревне. Поэтому развиваться, менять места — для меня норма.

https://2×2.su

Loading