В селе Мир семья Егора обосновалась давно: там выросли его родители, каждые выходные после переезда в Минск он проводил здесь. Через 30 лет жизни в городе решил вернуться и создать собственную ферму: содержать кур, перепелов, уток и коз. Оказалось, что на экотовары большой спрос. Теперь продукцию семьи покупают по всей стране.  https://realt.onliner.by

 

 

Вечно подгонял фразой: «Не забывайте, вы тут на работе!»

 

 

Мысли переехать в родное местечко у Егора были всегда. Он рассказывает, что еще со школьных времен ждал выходные, как праздник, чтобы скорее сюда приехать. Поступил в аграрный технический вуз, второе высшее получил по экономике, отработал два года в научном практическом центре по механизации сельского хозяйства при академии наук инженером-исследователем. Зарплата была маленькая, нужно было каждый день ехать по пробкам через весь Минск, а хотелось чего-то своего.

 

 

— Новый год мы всегда отмечаем дома. 2020-й тоже здесь отмечали. А еще отпуск на январь выпал — приехали сюда и решили открыть свое дело вдали от города.

 

 

Чтобы остаться здесь жить, нужно было придумать, чем заниматься. Егору всегда нравилось сельское хозяйство. Парень подумал и пришел к выводу, что сейчас больше всего будет востребована продукция птицеводства. Штук десять несушек отдал дедушка, а остальных организовал отец: он долгие годы проработал в птицеводческой отрасли.

 

 

— Дедушка кур сам выводил, мы еще докупили 25 цыплят. А потом начали яйца знакомым предлагать. Папа в добровольно-принудительном порядке друзьям на пробу давал, — шутит Егор. — Вышли в небольшой оборот, купили еще несушек. Но обычные яйца продавать, как у всех, неинтересно, хотелось изюминки: нашли кур, у которых голубые, оливковые, кремовые и шоколадные яйца. Купили 65 таких цыплят, вырастили, а потом над каждой курицей стояли — интересно было, какого цвета снесет.

 

 

Конечно, породистые куры менее продуктивные, чем обычные, более требовательные к содержанию, яйца несут меньше по размеру, а едят больше. Зато красиво.

 

 

— Весной у людей появился большой интерес к перепелам — купили их 30 голов. Теперь еще и эксклюзивных хотим взять.

 

 

Сейчас на ферме около 80 перепелок, 150 кур и 3 петуха. Есть и утки, но они для себя.

 

 

В конце зимы, чтобы поселить всех кур, семья принялась строить сарай. Ультрасовременный, как о нем выражается Егор. Мама тут же подхватывает, что во время стройки сын вечно подгонял фразой: «Не забывайте, вы тут на работе!» У семьи даже график был: с девяти утра до пяти вечера с перерывом на обед.

 

 

— Мама — домохозяйка, папа работает на удаленке  в научно-производственном центре, связанном с сельским хозяйством. Муж сестры, бывший юрист, получил специальность повара и сейчас работает в ресторане, который находится в Мирском замке. Сестра окончила БГУ по специальности логист-экономист и успешно применяет свои навыки на ферме. Помимо этого занимается созданием подарочных наборов ручной работы для новорожденных. Когда я отвожу заказы, она и свою продукцию передает.

 

 

«Люди считают, что фермер — грубый неопрятный мужик на тракторе»

 

 

Егор признался, что часто люди остаются в недоумении: на хорошей машине приезжает мужчина и представляется фермером. Многие привыкли считать, что фермер — грубый неопрятный мужик на тракторе.

 

 

В основном покупают люди из Минска — семьи, молодые люди, которые стараются питаться натуральными продуктами.

— У нас целевая аудитория — люди, следящие за питанием и здоровьем. Артисты, актеры, спортсмены, диетологи, врачи, а иногда и простые пенсионеры. Часто покупают довольно обеспеченные люди. А еще большинство клиентов — доброжелательные и благодарные.

 

 

— Суетливо жить в больших городах, — признается Натан, отец семейства. Они с женой выросли тут, а на учебу переехали в Минск, воспитали детей и вернулись все вместе в родное местечко. — Здесь живешь сам по себе: захотел в грибы — поехал, работа в доме — тут же сделал, яблоки во дворе собрал, листья убрал — вот и работа, и фитнес, и наслаждение жизнью. А еще нашему дедушке с нами веселее, хотя он долго нас отговаривал от этой затеи: считает, что в городе проще.

 

 

Когда к семье пришло осознание, что им по душе такая жизнь, они приобрели участок на хуторе неподалеку отсюда. Там когда-то жила прабабушка Егора, а теперь история возвращается, они решили снова вдохнуть в землю жизнь. Из гектара 25 соток взяли под строительство, а остальное — в пожизненное наследство для фермы.

Ad 3
Advertisements

 

 

— Я еще на будущее смотрю, пока что у меня нет своей семьи, но когда будет, хочу, чтобы дети выросли тут. Я помню свое недовольство от города, радость и ощущение свободы в деревне, — делится Егор. — А тут и школа хорошая, все друг друга знают. Строительный, продуктовый магазины в пяти минутах, кафе, рестораны. Мир — интересный и комфортный поселок для жизни.

 

 

«BMW продал, чтобы в будущем купить трактор»

 

 

Они сами делают корм, покупают лишь основу: пшеницу, кукурузу, ячмень, жмых. Остальное — свежие овощи, которые сами же и выращивают. Для прочной скорлупы дают курицам ракушечник, кормовой мел и перемолотую скорлупу от яиц. Желток становится ярким от того, что курица ест траву, ягоды или овощи. Добавляют в корм соль и нерафинированное масло: на 100 кур уходит около 10 бутылок в месяц. Для повышения иммунитета дают специи и различные травы.

 

 

— Куры у нас на свободном выгуле, на свежем воздухе. Каждый день выгоняю их на луг за участком. Куры с удовольствием едят травку и ищут червяков. Тем временем я наблюдаю за тем, как петух контролирует свою стаю, предупреждает об опасности. Понял, насколько велика роль петуха, — рассказывает Егор.

 

 

— Нам уже не жалко отдавать курицам то, что съели бы и сами. Чем больше в нее вложишь, тем сильнее она тебя отблагодарит. Покупной комбикорм мы не используем, так как не можем гарантировать качество и натуральность сырья, из которого он изготовлен, а мы позиционируем себя как экологические производители. «Органик» — когда даже зерно выращено без синтетических удобрений и пестицидов. Но в Беларуси пока нет возможности такое купить. У нас и сейчас десяток яиц стоит 5 рублей ( 1 белорусский рубль равен почти 30 рублей российских), за «органик» 10 рублей нужно брать — все-таки высшая степень искусства.

 

 

На 100 курицах мы зарабатываем примерно 700—800 рублей, в пропорции на 100 перепелок будет 250—350 руб. Сейчас у нас стадия развития, все заработанное вкладываем в бизнес. Я даже свой BMW продал, чтобы в будущем купить трактор. Но, в принципе, на заработанные деньги можно жить, если не тратить их на развитие.

 

 

 Кормит и убирает за курами Егор сам, хотя в будущем и это можно автоматизировать.

— Купили отдельный холодильник под лотки с продукцией. Я доставляю яйца, которым не больше семи дней, не считая дня снесения. Пишу людям инструкцию и выкладываю их по дате снесения, то есть если яйцам не больше недели — они считаются диетическими, их можно пить сырыми. Яйца до 90 дней считаются столовыми. А вообще до 120 дней яйца можно хранить в холодильнике, но это очень снижает качество.

 

 

«Даже удивился, что для фермеров такие приемлемые условия»

 

 

Егор занимается ЛПХ (личным подсобным хозяйством), на своей земле вместе с родственниками он может выращивать овощи, содержать скот и продавать, не платя налог.

— Нужно уведомлять сельсовет, что у тебя, к примеру, 100 кур. Они могут в любой момент проверить. Я даже удивился, что такие приемлемые условия, консультировался с юристом, могу ли я через Instagram продавать. Оказалось, что ограничений нет. Также могу торговать на рынке.

 

 

Раз в квартал Егор проверяет яйца на наличие сальмонеллеза и других бактерий в Белгосветцентре в Минске. Диагностика занимает неделю, после чего фермер получает бумагу, что в продукции не обнаружено патогенных микроорганизмов и радиации.

 

 

— Дом сами строили. Сруб сделали на заказ, но вместе с рабочими собирали. Строили его не чтобы жить, а для отдыха на выходных. Стол с отцом сделали, когда гости должны были приехать, а сажать некуда. Теперь так красиво вписался, что и выносить не хочется. Печь-камин, теплая вода, полы с подогревом — тут все, чтобы можно было жить с комфортом.

 

 

— Клиенты при покупке всегда спрашивают: «А есть еще что-нибудь?» После этого стали сушеные фрукты и овощи продавать, сезонную зелень. Поехали за индюшатами, почти купили, но в последний момент передумали — некуда селить. Зато завели коз для молока. Будем теперь с этим пробовать.  

 

 

Виктория Вайницкая. Фото: Анна Иванова.

 

 

Loading