Сейчас у всех на слуху валенки из Урусова Ардатовского района, и почти не говорят уже о валеночном промысле в Ямщине Инсарского района. Может, потому, что, в отличие от Урусова, где сам глава сельской администрации лично отправляет посылки с валенками от своих односельчан во все города и веси, в Ямщине их теперь валяют мало. Хотя люди, в совершенстве владеющие ремеслом вальщика, и здесь не перевелись. Не только мастера, но и все ямщинцы утверждают, что исконно народную обувь на территории Мордовии раньше других предложили именно их предки. Сегодня в селе всем миром взялись за создание музея валенок.

 

Судя по историческим источникам, валенки на Руси появились в начале XVIII века, а в первой половине века XIX, когда был изобретен промышленный способ их изготовления, теплая и практичная обувь из овечьей шерсти получила действительно массовое распространение среди простого народа и всей знати. По свидетельствам историков, сам царь Петр, не столь строго ограничивавший себя в крепких напитках, наутро, чтобы перебороть последствия «вчерашнего», надевал на босу ногу валенки и выхлебывал миску горячих щей.

 

Моду «открыли» ямщики?

 

Пока валенки были исключительно ручной работы, они стоили очень дорого, поэтому тогда могли позволить их себе лишь зажиточные люди. По наличию валенок у человека, тем более у каждого члена его семьи, судили даже о состоятельности жениха.

 

«В валенках — значит и деньги водятся», — примерно такой аргумент для родни «красного товара» был в ходу у свах.

 

Не подлежит сомнению, говорит Мария Ладанова, которая многие годы была в Ямщине главой сельской администрации и стала инициатором создания в селе музея валенок, что новомодную обувь, несмотря на ее дороговизну, первыми примерили на свои ноги ямщики.

 

— Эта профессия для нашей Ямщины вплоть до начала прошлого столетия была «градообразующей». Село со времен Петра I было почтовой станцией на оживленном тракте, обслуживать которую по указу царя были посланы служивые люди из Тулы и Москвы. Русские морозы ямщиков «доставали» сильно. Люди, занимавшиеся ямским промыслом, готовы были отдать любые деньги, лишь бы зимняя стужа меньше всего подрывала их здоровье. От которого зависели единственный источник дохода и благополучие семей ямщиков.

 

Терпение и труд рождают… валенок

 

Можно предположить, что первые валенки в Ямщину были привезены самими ямщиками. Как и то, что их производство освоили здесь одними из первых в России. А после того, как валенки «пошли в народ», уже трудно было сказать, кого в Ямщине больше — ямщиков или вальщиков?

 

Работа последних, хоть и длится она от силы полтора-два месяца в году, но всегда сродни сущей каторге. Можно, конечно, представить вальщика в образе человека, который решил набить себе в карманы целый чан мыльной пены, и в конце концов это ему, как ни странно, удается! Но мыльная пена невесомая, а у вальщика от работы так и не сходит с кожи рук отличительная для этой профессии «печать». Неизвестно, чего требуется больше — тяжелой, «в пару и поту» физической работы или адского терпения?

 

Был в Ямщине отличный вальщик Василий Сипцов, и он, говорят, постоянно подстегивал себя в работе поговоркой: «А кто бесплатно денег даст?» Это к тому, что деньги у вальщиков всегда водились, и они сами этого тоже не скрывали.

 

В Ямщине и при Советской власти стояла еще некоторое время церковь, в строительство которой вложили свои деньги и ямщики, и вальщики. Последних при Сталине почти всех раскулачили, но при Хрущеве оставшиеся мастера вышли из «подполья». Однако валенки больше валяли уже не у себя дома, а на дому у заказчиков. Подобно печникам, заказчики их зазывали к себе, как почетных гостей, кормили, поили, платили. При Брежневе вальщиков никто не трогал, но вставать приходилось рано, чтобы и валенки свалять, и на работу в колхоз успеть.

 

Продолжатель традиций

 

— Это точно, — подтверждает сын Василия Сипцова Михаил. Он теперь, один из немногих, продолжает в Ямщине «фирменное» для села ремесло. При жизни передать Михаилу секреты вальщика отец не спешил. А когда пришло Василию время покинуть этот мир, сына рядом не оказалось.

 

— Да я и сам валять валенки не стремился, — говорит Михаил. — Быстро научился этому сам уже у двоюродного брата после возвращения в родительский дом. Главное ведь в нашем деле — физическая сила и терпение. Поначалу я отнесся к предложению родственника несерьезно, но теперь очень даже благодарен ему за науку. У нас в селе не осталось никакого производства, так что валенки теперь — основной источник моих доходов.

 

Михаил Сипцов, как и его односельчане, катает валенки исключительно руками. Ручная работа здесь — отличительный знак и гарантия того, что валенки, скатанные по такой технологии, даже при интенсивной носке, прослужат очень долго. А если не ходить в них по гололеду, можно носить и неподшитыми. Если не поест моль, то пары ручной работы валенок человеку хватит на десятилетия.

Ad 3
Advertisements

 

Но даже ручную валку иные «мастера» давно облегчили известными теперь не только им самим хитростями. Чтобы меньше «месить» овечью шерсть, добавляют в нее серную кислоту, и тогда заготовка для валенок «садится» быстрее. Ведь именно на то, чтобы шерсть хорошо «села», и направлены многочасовые физические усилия вальщика.

 

Халтура, если готовый валенок хорошенько потереть даже в течение 20 минут, сильно размохрится, а вид качественной пары и после основательной «трепки» останется первозданным. Усадка шерсти при валке валенок должна происходить естественно, от соприкосновения рук человека. А от воздействия кислоты валенки получаются жесткими, ноге в них некомфортно. В таких пимах не остается и тени той ауры, которая греет душу и бережет от болезней того, кто в них ходит.

 

Сипцов-отец, да и сын его кислотой никогда не баловались, поэтому производительность их труда не так невысока. И даже краску в валенки, чтобы были чернее, не кладут. «Как ни старайся, а свалять руками за день больше одной пары для взрослого человека не удается. С детскими валенками работы поменьше, могу и две пары свалять».

 

Михаил рассказал, что ручной процесс изготовления валенок происходит в два этапа. Первый — сухая валка, или закладка чулка. Большой шматок шерсти заворачивают в плоскую бумажную форму, похожую на валенок в продольном разрезе. Накрыв его двумя платками, нужно сквозь материю разгладить шерсть руками. Шерсть в заготовку нужно постоянно добавлять: на подошву больше, на голенище меньше, и вновь разглаживать, разглаживать…

 

После получаса такой работы получается чудовищных размеров «носок», в котором с трудом угадывается будущий валенок.
Прямой путь этому «носку» — в горячую воду, в которой начинается для него «мокрый этап». После замачивания заготовку отжимают. Процедура позволяет очистить шерсть и дать ей возможность слепиться.

 

После чего будущий валенок оказывается на низком столе с резиновой подстилкой. На нем и происходит валяние, схожее с ковкой металла и лепкой из глины или пластилина одновременно. Несколько часов надетую на болванку заготовку «терзают» сначала руками, затем — похожим на скалку, обмотанным проволокой деревянным катком.

 

Когда валенок окончательно уже стал валенком, внутрь его вставляют деревянные колодки нужного размера. Чтобы превратившаяся в фетр шерсть плотно прилегала к ним, ей «по полной» достается от ударов деревянной киянки. И лишь после этого валенок, словно пирожок, отправляют сушиться в печь. А уже после сушки, чтобы был гладким, обтесывают пемзой.

 

«На жизнь хватает»

 

В зависимости от того, для кого предназначены, валенки требуют разного количества шерсти. Чтобы свалять теплую обувь двухлетнему малышу, говорит Сипцов, достаточно и одного фунта, или 400 граммов. «А вот для мужских 42-го размера нужно минимум два килограмма. Может, и больше, если хотят более толстую обувь». Размер будущего валенка вальщики определяют в сантиметрах. Измерив линейкой стопу, прибавляют к результату 2 см (запас на усадку).

 

В любом случае, считает мастер, настоящие валенки — только ручной работы. Даже если хозяин надевает на них галоши, он почти не ощущает обувки на своих ногах. «А вот валенки машинной валки или „травленные“ кислотой носить тяжеловато».

 

Раньше и своей шерсти в Ямщине было много, но сейчас вальщики закупают ее даже в Пензенской области. Ведь у себя в селе овец почти уже не держат. Перед тем, как отвезти на ческу, шерсть перебирают, очищают от репьев и мусора. А ведь раньше  и у себя в районе ческа была.

 

Перед валкой валенок Сипцов обязательно моет шерсть. «Бывают покупатели, которые валенки проверяют даже на нюх, — говорит он. — И правильно делают! Если запах от валенок неприятный, значит, сваляны из непромытой шерсти, и избавиться от запаха будет уже невозможно».

 

Покупка шерсти, ее доведение до нужного стандарта требуют немалых расходов. Сколько же могут стоить изготовленные из нее валенки ручной работы?

 

— На детей — до одной, на взрослого мужчину — до двух тысяч рублей, может, и больше, — сказал Михали Сипцов. — Все зависит от того, сколько в валенках шерсти, какой в конкретный сезон на них бывает спрос. О своих доходах от валенок говорить не буду, скажу лишь, что на жизнь хватает. Тем более, что, кроме валеночного ремесла,  я занимаюсь еще и огородом.

Валентин ПИНЯЕВ.
Республика Мордовия.

 

Loading