Сейчас у всех на слуху валенки из Урусова Ардатовского района, и почти не говорят уже о валеночном промысле в Ямщине Инсарского района. Может, потому, что, в отличие от Урусова, где сам глава сельской администрации лично отправляет посылки с валенками от своих односельчан во все города и веси, в Ямщине их теперь валяют мало. Хотя люди, в совершенстве владеющие ремеслом вальщика, и здесь не перевелись. Не только мастера, но и все ямщинцы утверждают, что исконно народную обувь на территории Мордовии раньше других предложили именно их предки. Сегодня в селе всем миром взялись за создание музея валенок.
Судя по историческим источникам, валенки на Руси появились в начале XVIII века, а в первой половине века XIX, когда был изобретен промышленный способ их изготовления, теплая и практичная обувь из овечьей шерсти получила действительно массовое распространение среди простого народа и всей знати. По свидетельствам историков, сам царь Петр, не столь строго ограничивавший себя в крепких напитках, наутро, чтобы перебороть последствия «вчерашнего», надевал на босу ногу валенки и выхлебывал миску горячих щей.
Моду «открыли» ямщики?
Пока валенки были исключительно ручной работы, они стоили очень дорого, поэтому тогда могли позволить их себе лишь зажиточные люди. По наличию валенок у человека, тем более у каждого члена его семьи, судили даже о состоятельности жениха.
«В валенках — значит и деньги водятся», — примерно такой аргумент для родни «красного товара» был в ходу у свах.
Не подлежит сомнению, говорит Мария Ладанова, которая многие годы была в Ямщине главой сельской администрации и стала инициатором создания в селе музея валенок, что новомодную обувь, несмотря на ее дороговизну, первыми примерили на свои ноги ямщики.
— Эта профессия для нашей Ямщины вплоть до начала прошлого столетия была «градообразующей». Село со времен Петра I было почтовой станцией на оживленном тракте, обслуживать которую по указу царя были посланы служивые люди из Тулы и Москвы. Русские морозы ямщиков «доставали» сильно. Люди, занимавшиеся ямским промыслом, готовы были отдать любые деньги, лишь бы зимняя стужа меньше всего подрывала их здоровье. От которого зависели единственный источник дохода и благополучие семей ямщиков.
Терпение и труд рождают… валенок
Можно предположить, что первые валенки в Ямщину были привезены самими ямщиками. Как и то, что их производство освоили здесь одними из первых в России. А после того, как валенки «пошли в народ», уже трудно было сказать, кого в Ямщине больше — ямщиков или вальщиков?
Работа последних, хоть и длится она от силы полтора-два месяца в году, но всегда сродни сущей каторге. Можно, конечно, представить вальщика в образе человека, который решил набить себе в карманы целый чан мыльной пены, и в конце концов это ему, как ни странно, удается! Но мыльная пена невесомая, а у вальщика от работы так и не сходит с кожи рук отличительная для этой профессии «печать». Неизвестно, чего требуется больше — тяжелой, «в пару и поту» физической работы или адского терпения?
Был в Ямщине отличный вальщик Василий Сипцов, и он, говорят, постоянно подстегивал себя в работе поговоркой: «А кто бесплатно денег даст?» Это к тому, что деньги у вальщиков всегда водились, и они сами этого тоже не скрывали.
В Ямщине и при Советской власти стояла еще некоторое время церковь, в строительство которой вложили свои деньги и ямщики, и вальщики. Последних при Сталине почти всех раскулачили, но при Хрущеве оставшиеся мастера вышли из «подполья». Однако валенки больше валяли уже не у себя дома, а на дому у заказчиков. Подобно печникам, заказчики их зазывали к себе, как почетных гостей, кормили, поили, платили. При Брежневе вальщиков никто не трогал, но вставать приходилось рано, чтобы и валенки свалять, и на работу в колхоз успеть.
Продолжатель традиций
— Это точно, — подтверждает сын Василия Сипцова Михаил. Он теперь, один из немногих, продолжает в Ямщине «фирменное» для села ремесло. При жизни передать Михаилу секреты вальщика отец не спешил. А когда пришло Василию время покинуть этот мир, сына рядом не оказалось.
— Да я и сам валять валенки не стремился, — говорит Михаил. — Быстро научился этому сам уже у двоюродного брата после возвращения в родительский дом. Главное ведь в нашем деле — физическая сила и терпение. Поначалу я отнесся к предложению родственника несерьезно, но теперь очень даже благодарен ему за науку. У нас в селе не осталось никакого производства, так что валенки теперь — основной источник моих доходов.
Михаил Сипцов, как и его односельчане, катает валенки исключительно руками. Ручная работа здесь — отличительный знак и гарантия того, что валенки, скатанные по такой технологии, даже при интенсивной носке, прослужат очень долго. А если не ходить в них по гололеду, можно носить и неподшитыми. Если не поест моль, то пары ручной работы валенок человеку хватит на десятилетия.
Но даже ручную валку иные «мастера» давно облегчили известными теперь не только им самим хитростями. Чтобы меньше «месить» овечью шерсть, добавляют в нее серную кислоту, и тогда заготовка для валенок «садится» быстрее. Ведь именно на то, чтобы шерсть хорошо «села», и направлены многочасовые физические усилия вальщика.
Халтура, если готовый валенок хорошенько потереть даже в течение 20 минут, сильно размохрится, а вид качественной пары и после основательной «трепки» останется первозданным. Усадка шерсти при валке валенок должна происходить естественно, от соприкосновения рук человека. А от воздействия кислоты валенки получаются жесткими, ноге в них некомфортно. В таких пимах не остается и тени той ауры, которая греет душу и бережет от болезней того, кто в них ходит.
Сипцов-отец, да и сын его кислотой никогда не баловались, поэтому производительность их труда не так невысока. И даже краску в валенки, чтобы были чернее, не кладут. «Как ни старайся, а свалять руками за день больше одной пары для взрослого человека не удается. С детскими валенками работы поменьше, могу и две пары свалять».
Михаил рассказал, что ручной процесс изготовления валенок происходит в два этапа. Первый — сухая валка, или закладка чулка. Большой шматок шерсти заворачивают в плоскую бумажную форму, похожую на валенок в продольном разрезе. Накрыв его двумя платками, нужно сквозь материю разгладить шерсть руками. Шерсть в заготовку нужно постоянно добавлять: на подошву больше, на голенище меньше, и вновь разглаживать, разглаживать…
После получаса такой работы получается чудовищных размеров «носок», в котором с трудом угадывается будущий валенок.
Прямой путь этому «носку» — в горячую воду, в которой начинается для него «мокрый этап». После замачивания заготовку отжимают. Процедура позволяет очистить шерсть и дать ей возможность слепиться.
После чего будущий валенок оказывается на низком столе с резиновой подстилкой. На нем и происходит валяние, схожее с ковкой металла и лепкой из глины или пластилина одновременно. Несколько часов надетую на болванку заготовку «терзают» сначала руками, затем — похожим на скалку, обмотанным проволокой деревянным катком.
Когда валенок окончательно уже стал валенком, внутрь его вставляют деревянные колодки нужного размера. Чтобы превратившаяся в фетр шерсть плотно прилегала к ним, ей «по полной» достается от ударов деревянной киянки. И лишь после этого валенок, словно пирожок, отправляют сушиться в печь. А уже после сушки, чтобы был гладким, обтесывают пемзой.
«На жизнь хватает»
В зависимости от того, для кого предназначены, валенки требуют разного количества шерсти. Чтобы свалять теплую обувь двухлетнему малышу, говорит Сипцов, достаточно и одного фунта, или 400 граммов. «А вот для мужских 42-го размера нужно минимум два килограмма. Может, и больше, если хотят более толстую обувь». Размер будущего валенка вальщики определяют в сантиметрах. Измерив линейкой стопу, прибавляют к результату 2 см (запас на усадку).
В любом случае, считает мастер, настоящие валенки — только ручной работы. Даже если хозяин надевает на них галоши, он почти не ощущает обувки на своих ногах. «А вот валенки машинной валки или „травленные“ кислотой носить тяжеловато».
Раньше и своей шерсти в Ямщине было много, но сейчас вальщики закупают ее даже в Пензенской области. Ведь у себя в селе овец почти уже не держат. Перед тем, как отвезти на ческу, шерсть перебирают, очищают от репьев и мусора. А ведь раньше и у себя в районе ческа была.
Перед валкой валенок Сипцов обязательно моет шерсть. «Бывают покупатели, которые валенки проверяют даже на нюх, — говорит он. — И правильно делают! Если запах от валенок неприятный, значит, сваляны из непромытой шерсти, и избавиться от запаха будет уже невозможно».
Покупка шерсти, ее доведение до нужного стандарта требуют немалых расходов. Сколько же могут стоить изготовленные из нее валенки ручной работы?
— На детей — до одной, на взрослого мужчину — до двух тысяч рублей, может, и больше, — сказал Михали Сипцов. — Все зависит от того, сколько в валенках шерсти, какой в конкретный сезон на них бывает спрос. О своих доходах от валенок говорить не буду, скажу лишь, что на жизнь хватает. Тем более, что, кроме валеночного ремесла, я занимаюсь еще и огородом.
Валентин ПИНЯЕВ.
Республика Мордовия.