Архитектор-реставратор Александр Матюшин впервые побывал в деревне Архангело в 2010 году, приехав туда с коллегами делать обмеры старых церквей для дальнейшей их реставрации.

 

 

Таких церквей в деревне две: храм Архангела Михаила, постройки 1715 года и Сретенская церковь более позднего времени. Когда сделали проект реставрации, то оказалось, что ее стоимость составит около 35 миллионов рублей. Это известие охладило пыл местных жителей, но от проекта они пока не отказались.

 

 

В 2011 году Александр из подмосковного Королева окончательно переехал в село Архангело Каргопольского района Архангельской области. И вскоре  основал там плотницкую артель по реставрации памятников деревянного зодчества. Супруга Александра, Валентина идею мужа о переезде поддержала.

 

 

Желание жить в деревне у Матюшиных возникло давно, но все упиралось в работу, которую в деревне найти непросто. И когда Александр нашел работу по специальности, семья поехала вместе с ним. Детям Матюшиных в то время было полтора и три года. Двое из четырех детей родились позже уже в Архангело.

 

 

Две первых зимы пережили в деревне Колодозере, в домике, которой снимала местная церковная община. Содействие оказал священник отец Аркадий. Он же помогал с дровами и оплачивал электроэнергию.

 

 

Отношения с местными жителями у приезжих не сложились – подружиться ни с кем не удалось, да и ребенка приходилось в школу ежедневно возить на машине. Поэтому семья решила переехать из Колодозера в Архангело, которое находится в 50 километрах от Каргополя.

 

 

Официальное название у Архангело – деревня Шелоховская. В деревне проживает около 500 человек. Там познакомились с недавно принявшим приход священником. Местные жители отнеслись к приезжей семье доброжелательно,приносили козье молоко и овощи, поддерживали, как могли. Дом для дальнейшего проживания нашли не сразу, хозяйка согласилась его продать только после того, как увидела бородатого Александра и решила, что он священник. Приобретенной  постройке уже около ста лет.

 

 

Первое время воду брали из колонки недалеко от дома, но потом провели водопровод. Есть даже теплая вода. Делают душ. С удобствами у супругов, как они говорят,  все в порядке.

 

 

Живностью обзавелись чисто случайно – в Каргополе знакомая женщина предложила взять козу.  Александр построил для нее козлятник. В придачу к козочке добрые люди подарили двух кур и петуха, а чуть позже и овец.

 

 

Осваивая деревенский быт, обустроили свой огород. Из-за того, что участок оказался глинистым, в огород пришлось вложить много сил и средств, но у супругов все получилось. Особенностям деревенского быта учатся у коренных жителей деревни. Люди в деревне простые, общаться с ними интересно.

 

 

Детям в Архангело живется хорошо. В школе, где они обучаются, в каждом классе не по 25-35 человек, как в городе, а по 10. В десятом же классе всего 3 человека. Внимания со стороны педагогов к каждому ученику больше, поэтому качество обучения выше.

 

 

Дети принимают участие в спектаклях, выступают в местном клубе. Участвуют и в спортивных соревнованиях, в частности в «Лыжне России», за что награждены грамотами. У дочек есть подруги, к которым они ходят в гости.

Ad 3
Advertisements

 

 

Дочки очень любят возиться с животными. Старшая, Ульяна, научилась доить коз, а сын Гриша гордится тем, что умеет косить. Не чураются дети и работы по дому – ходят к ручью за питьевой водой, помогают мыть полы. Но смотреть за ними надо. Если надолго оставлять без внимания, они, так же как и многие  городские дети, могут часами сидеть за компьютером.

 

 

Организованная Александром артель плотников-реставраторов без работы не сидит. Почти достроили храм Пахомия Кенского, восстанавливают храмы и часовни в соседних с Архангело селах.

 

 

В пяти километрах расположена деревня Забивкино. В двадцатые годы прошлого столетия в нее паводком принесло часовню. Принесло рекой Онегой и аккуратно поставило на берег. После чего часовня служила местным жителям не одно десятилетие. Чуть ли не до восьмидесятых годов двадцатого века в ней молились живущие в Забивкино староверы-скрытники.

 

 

К началу двадцать первого века часовня обветшала и пришла в упадок. Членов артели реставраторов попросили ее возродить. Занимаясь реставрационными работами, мастера поставили перед собой задачу сохранить как можно больше от предыдущей часовни. Хоть это было нелегко, с задачей справились. Откуда приплыла часовня, точно никто не знает, предполагают, что из Каргополя.

 

 

В настоящее время артель ищет средства, необходимые для полного восстановления часовни. В Забивкино ее собираются установить повыше, чтобы больше не унесло паводком.

 

 

Новый храм, названный в честь каргопольского святого храмом Пахомия Кенского, артель строила на собственные средства, соорудив его, как принято говорить, без единого гвоздя. Храм получился добротный и теплый. Чтобы избежать пожаров, вместе с жителями деревни обкосили вокруг него траву.

 

 

В дальнейших планах артели починить кровлю храма Архангела Михаила, которая с годами стала протекать.

 

 

Когда Александру задают вопрос: «Вы здесь навсегда?», он шутливо отвечает: «Мы здесь все не навсегда». Но никуда уезжать из деревни не планирует.

 

 

Михаил Осташевский.

 

 

Loading