Сельские улицы оживают рано. Дел в семье Чипилян хватает на всех. Вычистить сараи, подоить коров, накормить других обитателей подворья: домашнюю птицу, лошадей, телят. Встают хозяева в три утра.

Любовь Чипилян, жительница с. Мариновка: «Утро – самое хлопотное время. Полчетвертого уже на ногах, и всех надо накормить, подоить. Тяжело, конечно. Кто сказал, что это легко?»

Проспать нельзя – в одно и то же время пастух собирает стадо на выпас. В Мариновке молоком живет большинство семей. Заболела корова, и пояс можно затянуть. Жизнь заставляет быть суеверными, на выпас кормилиц хозяйки провожают с особым ритуалом.

Глава семьи – всегда на коне. После развала местного совхоза его главный ветеринар Алексей Чипилян подался в пастухи. Фигура на селе важная. У ленивого пастуха стадо весь день простоит на одном месте – молоко будет постным, снизится и объем.

Алексей Чипилян, пастух: «Я всю жизнь со скотом, вырос со скотом, и специальность у меня ветфельдшер, так что другого, в принципе, я ничего не умею. Конечно, от пастуха многое зависит. Будут нормально пасти – молоко будет. Будет спать целый день – не будет молока».

Стадо в Мариновке сборное – 60 коров, сотня коз и овец. Каждый день пастух вместе с ним проходит по 30 километров. В помощниках – младший сын Алексея, третьеклассник. К началу сенокоса из армии вернется и старший – тоже ветеринар. Искать лучшей жизни в городе селяне не стремятся. Хотя зарабатывать своим подворьем становится все сложнее, себестоимость молока растет, а рентабельность падает.

Мария Орлянская, жительница с. Мариновка: «У меня одна корова и телка. Знаете, что я хочу сказать: уже моего возраста редко держат, а держат в основном среднее поколение. Потому что больше работы нет и денег не найдешь, а детей надо учить».

Ad 3
Advertisements

Самые большие затраты владельцев подворий – заготовка кормов и горючее. Даже самостоятельный сенокос животноводам обходится примерно в 100 тысяч. И это реальные деньги, в отличие от тех, которые возможно выручить на реализации молока и мяса.

 

На рынках стоять и торговаться некогда, поэтому основной потребитель мариновских животноводов – это перекупщики. Скотину на мясо отдают живым весом. Везти на платные пункты забоя, собирать ветсправки, оплачивать транспортные расходы и торговое место многие считают нецелесообразным. С молоком еще больше сложностей. Оно подождать не может. А гарантированного сбыта нет.

 

Сейчас мариновское молоко берет на переработку завод в городе Волжском. По 14 рублей за литр. Селяне гораздо охотнее поили и кормили бы своим продуктом местных школьников, но муниципальный заказ – процедура сложная. А кроме того, частники не спешат регистрировать свои  мини-фермы, как  КФХ. А значит, и на компенсацию части затрат претендовать не могут.

Сейчас в двух стадах Мариновки порядка 150 голов КРС, хотя еще 10 лет назад на 300 дворов приходилось 340 голов. Как видите, за последнее десятилетие поголовье сократилось вдвое.

http://единоличник.рф

Loading