Небольшой зал Нижнемамонского дома культуры переполнен: в помещении собралось около 400 человек, мест в зале хватило не всем, многим пришлось стоять. Люди говорят, что сюда было готово прийти все село — это почти три с половиной тысячи человек, но тогда собираться бы пришлось на улице. Атмосфера накалена: это уже третий массовый сход местных жителей против строительства свинокомплекса рядом с селом.  Источник: https://vrn.mk.ru

В августе прошлого года стало известно, что компания «Агроэко» собирается построить в Верхнемамонском районе три животноводческих предприятия на 50–70 тысяч голов каждое — в селах Гороховка, Осетровка и самом Нижнем Мамоне — менее чем в двух километрах от населенного пункта. Работы могут начаться уже в 2020 году.

 

Люди с самого начала выступили против такого соседства. Сейчас весь поселок гудит, как растревоженный улей. При одном упоминании о свинокомплексе у суровых мужиков начинают играть желваки. Люди уверены, что предприятие в буквальном смысле слова отравит им жизнь.

— Я долгое время работал инженером на аналогичном агрокомплексе в Верхней Хаве, — рассказал собравшимся сотрудник ДК Евгений Татаренков. — Так вот, нам выдавали специальные маски, чтобы дышать. И люди, простите, блевали в эти маски, они не помогали. Но самое страшное — когда гибла свинья эдак под три центнера весом. Мы ее вытаскивали и сжигали в крематории. Горит она два часа. И весь дым летит в воздух. Вы не представляете, что это такое, односельчане! Все эти отходы полетят прямо к вам. Вы забудете про пчел, про рыбалку — про все. У нас тут две школы, дети. Чем они будут дышать? Зачем нам инвестиции и рабочие места за счет их здоровья?! Я хочу обратиться к «Агроэко». У нас тут есть молочные фермы, давайте их восстанавливать! Никакой свинокомплекс нам тут не нужен!

 

 

Но запах — самое лёгкое, что ожидает селян. По мнению жителей, экология пострадает намного сильнее, чем их носы. Многие нижнемамонцы, которые выступили в тот день с трибуны, напомнили, что подобные предприятия приравниваются к химическим производствам со всеми вытекающими последствиями.

 

 

— Тут в некоторых СМИ написали, что мы — темные люди и не понимаем современных технологий, что нам надо разжевывать каждую фразу и что угроза экологической катастрофы «мифическая», — взяла слово местная учительница Галина Небратенко. — Так вот, даже наши ученики изучили информацию и знают, что такое свинокомплекс и чем он грозит. Конституция закрепляет наше право на чистый воздух и хорошую экологию. Так вот, экологией у нас и не пахнет. А запахнет совсем другим. Каждый час такое предприятие выбрасывает 133 килограмма аммиака и 10 килограммов сероводорода. И все это поднимается в воздух. И куда оседает? Село расположено в низине, и мы все неизбежно окажемся в газовой камере. Что же «Агроэко» нам предлагает в качестве щита? Сосновый лес? Комплекс хотят построить прямо за соснами, почти вплотную. Деревья сажали наши деды не для того, чтобы свиньям хорошо дышалось! Этот щит первым же и погибнет. Мы не хотим здесь умирать!

 

Объект 1 класса опасности

 

Особое опасение у людей вызывают так называемые лагуны. Это огромные резервуары для хранения свиных испражнений и прочих нечистот, врытые в землю. В Европе их накрывают, у нас — оставляют открытыми. Высота бортов этой «ванны» — всего пара метров.

 

— По весне все это смоет паводком, и тонны зловонной жижи хлынут к нам прямо в огороды, — говорит местная жительница Альбина Седова. — Вот, смотрите, в прошлом году мы сфотографировали нашу центральную улицу. Она вся залита водой.

Альбина переехала в Нижний Мамон с семьей из Москвы. Ждут второго малыша. Семья устала от огромного загазованного мегаполиса, захотелось чистого воздуха и тишины в российской глубинке.

— Приехала сюда, как говорят люди, хвосты козам крутить. У нас тут речка Мамоновка прямо за огородом, бобры, косули. Центрального водопровода в селе нет — мы пьем воду из артезианских источников. Всему этому придет конец, если построят комплекс. Для таких предприятий по СанПиН установлен первый класс опасности, — рассказывает молодая женщина.

 

Альбина Седова вместе с инициативной группой составила петицию губернатору Александру Гусеву. Послание опубликовали на портале Change.org.

 

 

«Площадка под строительство максимально приближена к селу. Зачем тратиться на строительство дорог с твердым покрытием, строить газовые сети, линии электропередач? Ведь в селе это все построено, пользуйся без лишних затрат! Действующие санитарные нормы — 1000 метров от населенного пункта выдерживаются. Но особенности расположения села в том, что грунтовые воды с пахотных полей во время паводка идут огромным потоком через село в речку Мамоновку, которая впадает в р. Дон. Дон находится всего в четырех км от предполагаемого места стройки! Отстойники с испражнениями свиней (а это 3 резервуара по 1 кв. км!!!!) по весне будут вымываться паводком и неизбежно погубят воду и почву в селе на частных подворьях!» — говорится в петиции.

Представители инициативной группы ранее побывали в селе Петровка Павловского района, где работает подобный комплекс. Как отмечается в послании, «ситуация в нем удручающая: жители не открывают окна в домах, вонь невыносимая, рост раковых заболеваний, почва отравлена на десятки километров — все пропитано нечистотами».

 

Эти опасения на сходе подтвердила и жительница Петровки Валентина Коваленко. По ее словам, инвестор убедил местных жителей в безопасности производства, рассказал о том, что будут применены самые современные технологии, исключающие неприятные последствия. Люди дали согласие на возведение комплекса.

Ad 3
Advertisements

 

— Нам рассказывали, как все будет хорошо, что дадут рабочие места, — вспоминала Коваленко. — Но теперь утром и вечером нас накрывает волна вони. Навоз попал в реку, погибла рыба. У нас все лагуны по 800 метров открыты. Вы посмотрите, сколько есть пустой земли, заброшенных деревень — стройте там. Но зачем вы прямо в село лезете?!

 

Еще один момент, который очень тревожит селян — что будет с источниками. Как уже говорилось выше, питьевая вода берется со скважин глубиной всего 20–30 метров.

 

— У нас тут пойменная зона, — рассказывает опытный буровой мастер Анатолий Касьянов. — В лагуны сливается навоз, щелочи, свиной жир. Представляете, что будет, если вдруг произойдет утечка? Все это легко просочится до наших источников. Представители «Агроэко» нам гарантируют, что этого не может быть. Но я лично видел последствия протечки лагуны в Лискинском районе, где комплекс отработал 6 или 7 лет. Там бульдозеры вязли в жиже, не могли подъехать! Второй момент. Свинокомплекс тратит огромное количество воды. И они тут собираются бурить свои скважины. Заявляют, что на 150 метров в глубину. Но здесь это невозможно чисто геологически, уверяю вас! Максимум, куда они смогут добуриться — это как раз до наших водоносных слоев. И все село в итоге очень быстро останется без воды.

 

Мнение инвестора

 

На сходе присутствовал и директор УК «Агроэко» Антон Косыгин. Как заверил управленец, сейчас «вся критика голословна», поскольку еще нет проекта свинокомплекса.

 

— Уважаемые жители села! Мы слышим ваши опасения по поводу экологии, и на площадке, которая была выбрана первоначально, ничего не будет построено…

— Да нам нигде не надо строить — ни на этой, ни на любой другой площадке! — раздались гневные реплики из зала.

— Да дайте вы ему выступить, пусть говорит!

— Повторю, проекта пока нет, — продолжил директор, когда зал утих. — Вторая важная вещь. Есть процедура, которая прописана в законе, и она должна быть исполнена. Речь идет об общественных слушаниях. Если вы проголосуете против, то комплекс никто не будет строить.

 

Что касается представителей власти, то они заняли нейтральную позицию. Глава Верхнемамонского района Николай Быков еще раз напомнил о публичных слушаниях и отметил, что «все в ваших руках».

 

— Вопрос стоит конкретно — по месторасположению комплекса. И чтобы условия жизни для всех нас не ухудшились. Сделайте все по закону. Мы имеем право высказать свое мнение. Вы меня не терзайте, я не хочу ни на кого давить — ни на вас, ни на Антона Косыгина и его начальство — поддержать или не поддержать. Раз вы так настроены, я думаю, что компания услышит все эти мнения и изменит свое решение. Могу повторить слова инвестора. Если народ против — комплекса не будет!

 

Однако селяне в обещания не верят. По их словам, работы по проектированию свинокомплексана на выбранной площадке продолжаются. В целом против строительства уже подписались более половины жителей. Но люди всерьез опасаются, что официальные результаты публичных слушаний отразят совсем иную точку зрения.

 

P.S. Приведенное ниже обращение к властям жители села попросили опубликовать на страницах «МК в Воронеже»:

 

«Мы, жители села Нижний Мамон, вынуждены обратиться к вам со страниц газеты «Московский комсомолец». Уважаемые Александр Дмитриевич (Александр Жердев — глава Нижнемамонского 1-го сельского поселения — Прим. ред.) и Николай Иванович, согласно ФЗ-131 «О местном самоуправлении» и устава п.2 «Органы местного самоуправления обязаны принимать все предусмотренные законодательством меры по обеспечению и защите прав населения на местное самоуправление». Уважаемые губернатор Воронежской области Александр Викторович Гусев и депутат Государственной думы Андрей Павлович Марков, обращения к вам подписали 1620 человек. Мы просим прекратить работы, связанные со строительством свинокомплекса на территории Нижнемамонского первого сельского поселения. Неужели мы, 3500 человек, недостойны даже ответа на наши обращения? Или просто не вышли 30 дней?»

Loading