Всякий, кто, сидя в офисе, мечтает переехать в деревню, упирается в вопрос: где там деньги брать. С одной стороны, в деревне жизнь существенно дешевле. Просто потому, что соблазнов нет. Когда ближайший магазин в четырех километрах, ближайший киоск сгорел два года назад, а в ресторан надо ехать в город, — деньги улетают с меньшей скоростью.  С другой стороны, совсем без денег не прожить.

Основная статья расходов переехавшего в село горожанина – ремонт. Это навсегда. Вот нашли и купили дом, ободрали обои пятидесятых годов выпуска — пора клеить и красить. Ура, закончили ремонт – надо строить веранду. Есть веранда – душа просит баньку. Баньку воздвигли – теперь теплица нужна. Прелесть в том, что ремонт и стройка в деревне – не бедствие, а хобби, которым можно заниматься неспешно и в удовольствие, по мере поступления денег.

Откуда же они поступают? Бытует миф, что в селе нет заработков, оттого и бежит мало-мальски трудоспособное население в города. На самом деле сейчас все немножко иначе.

Сегодня я буду рассказывать, как и где добывают деньги разные понаехавшие из города, и где берут свои заработки сельские аборигены. Селяне растят бычков на мясо. Уже лет триста, как они это с успехом делают. Весной хорошенького теленочка выставляют пастись на травку, осенью молодого бычка сдают перекупщикам, а на вырученное покупают плазменный телевизор. Пять бычков вполне способны дорасти до цены отечественной машины. Второй способ получить деньги – вырастить и навязать веников (тоже вековой промысел тут), вырастить лук или картошку, и сдать все тем же перекупщикам. Земля кормит.

Некоторые бывшие горожане тоже кормятся с земли. Одна моя соседка держит пасеку, другая семья по той же улице увлеченно разводит сортовую птицу — от фазанов до индюков. Еще четыре года назад эти городские ребята хорошо знакомы были только с кошками и собаками, а теперь у них на хоздворе со страшной скоростью плодится и размножается экологически чистая живность. А в планах вообще создание семейной мини-фермы. За цыплятами и цесарками к ним приезжают аж из Орла и Курска.

Еще одни переселенцы из города занялись молоком: закупают у населения и перерабатывают в творог, масло, сыр. Все это продают в городе в собственном павильончике.

Еще один вариант крестьянского труда требует некоторых начальных вложений: можно купить трактор с косилками, плугами и боронами. Тогда круглый год не будет отбоя от желающих, чтобы вы приехали и вспахали-скосили-перевезли. Трактористы тут народ уважаемый.

Второй способ заработать деньги в селе – строительный. Я уже упоминала, что в нашем немалом селе все делают ремонт и строятся. Поэтому любой отделочник, плиточник, сварщик или каменщик всегда будет с заказами и деньгами. Местным мужикам обычно лень, и потому из них трудно сколотить бодрую непьющую бригаду. Но те, кому не лень, зарабатывают так же хорошо, как городские. Они обеспечены заказами прямо в селе, а если вдруг там нет, едут в соседние деревни.

А добрый мой знакомый, многодетный отец из соседнего села, тоже бывший офисный горожанин, построил себе столярную мастерскую и делает мебель. Денег хватает и на ораву детишек, и на строительство, и на обновление автопарка семьи, и на увлечение чистокровными лошадьми. Мебельное дело настолько хорошо идет, что в той деревеньке столярничает каждый второй из переселившихся. Другие объединились, и гнут из прута железные изгороди. Третьи купили вибростанок и понемножку делают тротуарную плитку и строительные блоки. Златые горы никто так и не получает, но на жизнь в достатке всем хватает.

Ad 3
Advertisements

Некоторые из переехавших в село горожан пытаются сохранить за собой городскую работу. Один сосед, врач-ветеринар, перестроил себе график на сутки через трое, и мотается туда-сюда по маршруту «село-Воронеж» уже несколько лет. Чтобы доехать до его работы, нужен час времени: столько же он тратил, чтобы добраться туда же с другого конца города по пробкам.

Но ездить в город так часто – развлечение на любителя. Слишком разные состояния потребны для жизни там и тут. Тем не менее, это вполне себе способ кормить семью.

Наконец, хвала Интернету, в селе можно заниматься виртуальной работой. Писать статьи и книжки, сочинять рекламные тексты, ваять программы и обсчитывать бухгалтерию. Чем дальше, тем меньше значения имеет физическое местонахождение фрилансера. Некоторые из редакторов, для которых я писала тексты, никогда в жизни меня не видели. Это не мешало нам плодотворно сотрудничать, и я исправно получала свои гонорары.

Одна из моих соседок делает прекрасные украшения ручной работы и продает их по всему миру с помощью Интернет-странички. Другая вяжет смешные шапки – и они тоже в сезон неплохо расходятся.

А кроме всего прочего, в селе есть работа, на которую можно так же ходить пять дней в неделю, как и в городе. При наличии соответствующего образования можно получить место в больнице или фельдшерском пункте, управлении колхоза, в школе или на почте.

Мораль моей нынешней колонки проста: при наличии желания заработать и способности чему-нибудь учиться, без денег в селе никто не сидит. Зато в селе меняется сам смысл денег. И у некоторой части переехавших наступает такое облегчение от давящих ценностей общества потребления, что на каком-то этапе они уходят в аскезу. Подпирают избушку бревнами, топят дровами, питаются с огорода, собирают грибочки в соседнем лесу и работают ровно столько, чтобы хватило на хлеб, молоко и подсолнечное масло. И только тогда, когда кончилась еда. Разовые подработки в живом селе всегда есть: кому-то выкопать сливную яму, кому-то опилить сухие деревья в саду.

В городе такой образ жизни был бы почти маргинальным и наводил бы на мысли о бытовом алкоголизме. Да и огорода там, в городе, не завести. В селе же обладатели подобного лайфстайла вполне приличные уважаемые люди, которые никуда не спешат, ни от чего не зависят (разве что от электросети, и то чуть-чуть). И располагают удивительной роскошью, почти недоступной горожанам: свободным временем и покоем.

Ирина Мальцева

 

Loading