Елена и Виктор Бойко — мои соседи. Обычная деревенская семья. Оба работают животноводами на местной ферме, иной работы в Ивановских Огородниках нет. Здесь нет магазина, почты, ФАПа, бытовой службы. Давно снесён опустевший и обветшалый клуб и баня, закрыты начальная школа и метеопункт. Необычайно богатый на урожай опытный садовый участок выкорчеван. Только ферма да кладбище.

Но назвать вымирающей нашу деревню нельзя. Здесь нет заброшенных дворов, на месте срубленного сада появляются новые улицы. Близость города и хорошее транспортное сообщение превращают село в престижный дачный посёлок. Я и сам здесь недавно, к крестьянскому труду приучен с детства, аллергией на плуг и вилы не болею, водкой не балуюсь, ещё не стар, но во дворе у меня, кроме сада и огорода, ни котёнка, ни утёнка. Таких, как я, здесь большинство. Настоящих сельских жителей, коими крепка и жива любая деревня, всё меньше.

Кто живёт по соседству

Виктор родом из Маглышей, ветврач по диплому, он никак не смахивает на сельского интеллигента. Если надо, он и электрик, и слесарь, и тракторист, и с конём легко управится. Елена выучилась на кондитера, пекла в Слуцке пирожки да булочки. Когда родились дети, вернулась с семьёй в родную деревню. В городе проблемы с пропиской, жильём, садиком, а здесь отчий дом, продукты свои, обещали с жильём помочь. Пошла дояркой на ферму, да так в деревне и обжилась.

Им едва за сорок, а их дети уже выросли. Младший Сашка сегодня уже солдат. Мечтает после службы вернуться в родное село, но родители не сильно рады этому. Они знают, какова сегодня в деревне жизнь. Но и младший Бойко знает и делает выбор осознанно.

Старшая Юлия сама уже мама. Живёт через несколько дворов, в доме своей бабушки. Часто оставляет дочку у Елены. Молодая бабушка любит с ней нянчиться.

Жилищный вопрос решаем, но не совершенен

Живут Елена и Виктор в так называемом «президентском» домике. Хорошая идея: дав жильё, закрепить на селе молодые кадры, возродить его. Но лично у меня ощущение, что не всё продумали в чиновничьих кабинетах. Участок необычайно мал, в городе больше дают, конём не развернуться. Сараюшко годится поленницу дров упрятать и держать небольшую живность — либо поросёнка, либо кур. А где хранить урожай, припасы, корм скоту? Или не должен крестьянин вести хозяйство?

А главное, это статус жилья. Оно служебное. Какой смысл обустраиваться? Говорят, что-то уже сдвинулось, но соседи очень скептически отнеслись к идее выкупить дом тысяч эдак за двадцать в переводе на американскую валюту.

Но не опустились у соседей руки. У них другие, долговременные планы. Вырыли погреб, капитально забетонировав, возвели из блоков капитальный сарай и другие нужные постройки. Они строили своё будущее. При любых законах, при любой власти им здесь жить и работать, оставаться хозяевами.

Цветы спасли от безысходности

Чем же необычна, кроме трудолюбия, эта обычная крестьянская семья? Давайте пройдём на небольшое подворье.

Цветы. Повсюду цветы: у забора перед калиткой, на разных форм и размеров клумбах, грядках, в горшках и вазонах. Долго перечислять названия. Только различных фиалок, говорит Елена, около 150 штук.

А с чего всё началось? И хозяйка вздыхает. С горя… После операции места себе не находила от отчаяния. Кому нужна хозяйка и работница, если ведро воды не можешь принести, а дальнейшая жизнь на одних лекарствах. Нужна ли вообще такая жизнь? Но решила она не сдаваться, а чтобы потихонечку прий­ти в себя и убежать от болезни, увлеклась цветами. Выписывала каталоги, заказывала семена, училась, набиралась опыта. Плохой опыт тоже опыт. Поставщики семян попадались разные, и семена разные. То не взойдут, то просто тебя обманут. Когда дочка обучила интернету, мир цветов для неё стал шире, интереснее. Ей как постоянному и серьёзному покупателю сегодня скидки и бесплатные каталоги. Но семена, конечно, дорогие.

— Я мужу не всегда признаюсь, сколько эта посылка стоит. К цветам и саженцам он тоже неравнодушен, во многом понимает меня и поддерживает.

Действительно, приятно жить в ботаническом саду. Гораздо полезнее и интереснее возиться с семенами и рассадой, чем беспомощно лежать на кровати.

— Были бы деньги, — мечтает Елена, — я бы действительно ботанический сад развела.

Без птицы в деревне не жизнь

Ad 3
Advertisements

Есть у соседей ещё одно увлечение, более полезное, но более ответственное и трудоёмкое. Для стола и экзотики они разводят крылатую живность.

За специальной изгородью — разных пород, возраста, окраса куры, индюки, утки. Во главе этой многочисленной стаи гордо выхаживает жуткого вида петух с ощипанной длинной красной шеей. Ну, прямо грифон-разбойник.

— Да нет, — улыбается Елена. — Это порода такая. И куры тоже голошеие. Прикольно, а яйцо у них обыкновенное.

Рядом на траве, в коробках и сетчатых вольерах, пищащее пушистое поголовье поменьше. Гуляющие рядом абсолютно не деревенские по окрасу и породе домашние кошки не считают птенцов за дичь.

Чем же кормить эту ораву, да трое поросят в хлеву, да два барбоса-сторожа?

— Картошка своя, а ещё родственники и соседи отдают мелкую. Зерна в прошлом году получили полторы тонны. Иногда покупаем комбикорм. Это дорого, но необходимо.

Для вывода поголовья есть у хозяйки наседки, но больше доверяет она инкубатору. Ведёт учёт, график, помечает, поворачивает. Самое интересное, говорит, когда птенцы вылупливаются. Маленькие, пушистые, золотые, особенно утята. Каждому нововылупившемуся птенчику окунает лапки и клювик в водку. Это и дезинфекция, и оберег такой, ритуал, чтобы здоровые были. Потом выхаживает тёртым яйцом и творогом, поит из пипетки.

Я соседкой восхищаюсь, но у меня чисто житейский вопрос. А зачем, ведь столько не съесть одной семье?

— Мало растить неинтересно, это у всех. У меня две сестры, семья дочери. Сыну в Борисов отвезу, а у него друзей много. Соседи и знакомые охотно берут.

Это правда, и сам беру. Но растить и продавать — разные занятия.

— На рынок в город съездить — только намаешься, — говорит Елена. — Заплати за дорогу и место, полдня стой с кошёлкой на пыльном асфальте. И время жалко. Потому не держу птицу ради денег.

Трудно сказать, чего в этом занятии больше — неподдельной увлечённости либо практической выгоды, каков у этой фермы доход, если деньгами он не меряется. А вот увидев на прилавке городского магазина яйцо необычайно яркого салатового цвета, будто бы к Пасхе снесённое, вы бы десяток обязательно купили, ведь правда? Я следующий раз не постесняюсь и обязательно попрошу.

От автора

Не умирает ещё деревня. Мои соседи тому пример. Коротко о них не расскажешь, да коротко и не надобно. У вас тоже есть соседи. Присмотритесь к ним. Вы обязательно найдёте не просто трудолюбивых и хозяйственных, но увлечённых и интересных людей. О них стоит рассказать.

Василий Шачек, д. Ивановские Огородники

http://kurjer.info

Loading