Начало отопительного сезона заставило жителей некоторых сельских поселений  решать непростую задачу: как не пойти по миру после оплаты коммунальных счетов? Расклад такой: стоимость жизни значительно превышает доходы селян. Как выживать? Как закреплять на селе кадры? Как повышать инвестиционную привлекательность глубинки?

Вот нам звонят: тревожная ситуация в меленковском селе Денятино:

— В феврале счета за коммуналку у нас на 15 тысяч рублей выходили, из них – более 11 тысяч за отопление. Это за квартиру в 60 м2. Сумма колеблется, вилка – 9-15 тысяч. Это не считая покупки газовых баллонов раз в 3 месяца, — рассказала «ВВ» жительница села. – Раньше нам из бюджета субсидировали 6382 рублей. Сейчас поехала оформлять субсидию – начислили меньше двух тысяч.

 

В селе — морально и физически устаревшая мазутная котельная. Жители с нетерпением ждут газификации села в 2019 году. Но до этого нужно пережить зиму. Сглаживала ситуацию система жилищных компенсаций, но осенью она дала сбой. Ее размеры резко сократились в некоторых поселениях Меленковского, Вязниковского и Судогодского районов.

 

Татьяне Ивановне Дворянкиной из того же Денятина 67 лет. Всю жизнь проработала в совхозе. После выхода на пенсию сложно было сводить концы с концами, и она отправилась на заработки в столицу. Но вот уже года три Татьяна Ивановна не работает – возраст.

 

— Квартира у меня 52 метра. В феврале за отопление начислили 8314 руб. Еще за содержание жилья 1963 руб. и 205 руб. — за электричество. В сумме получилось почти 10,5 тысячи. А надо еще газовый баллон покупать. Но раньше у меня субсидия была 7603 рубля. К оплате получалось менее 3 тысяч. А теперь субсидия стала 3921,77. Если из пенсии заплатить 6 тысяч за ЖКХ, то жить на что? – сокрушается она.

 

Пенсии в селе — 10-12 тысяч. Работы по большому счету нет. Люди ездят на заработки в Муром и Москву. Даже пенсионеры вынуждены искать подработку в столице: консьержами, дежурными, сторожами… Молодежь стремится уехать в город насовсем. В селе остаются старики да многодетные семьи, самые незащищенные категории.

 

Замглавы администрации Меленковского района Элла Рогулина объясняет:

— Область утвердила новые нормативы и стандарты оплаты ЖКУ. Раньше в расчет стандартов закладывались нормативы, утвержденные органами МСУ. И мы учитывали все местные особенности. Теперь нормативы утверждает область. Да и стандарты региональные нам снизили. Эти новые региональные стандарты уже пытались ввести в прошлом году. Накануне выборов решение отменили и вернули прежние стандарты – от 2014 года. Но сразу после второго тура Светлана Орлова (экс-губернатор области. — Прим. ред.) подписала постановление и снова ввела стандарты, резко уменьшающие жилищные субсидии в ряде населенных пунктов. Мы предупреждали о последствиях. Нам посоветовали — ведите разъяснительную работу с населением. А людям легче от наших разъяснений про эти формулы расчетов?

 

Не легче. Но станет хотя бы понятно, из-за чего вдруг возникло это сезонное обострение социальной несправедливости.

 

В расчете субсидий участвуют тариф, норматив объема услуги по ресурсоснабжению для типового дома и региональный стандарт оплаты ЖКУ. Чем тарифы ниже, тем лучше большинству граждан, оплачивающих коммунальные услуги. Но есть и другая сторона медали — размер жилищных субсидий тоже уменьшается. Так, снижение тарифа из-за смены ресурсоснабжающей организации-поставщика в Судогодском районе привело к снижению размеров жилищных субсидий.

 

Так же работает в формуле начисления субсидий и норматив, т. е. рассчитанный объем коммунальной услуги, необходимый для определенной категории многоквартирных домов. Он определяет, сколько электроэнергии или теплоресурса затрачивается на типичный 2-этажный, 5-этажный, 9-этажный дом. Кирпичный или панельный. С индивидуальным или централизованным отоплением. И т. д.

 

Федеральное законодательство обязывает все субъекты РФ к 1 января 2020 года ввести единые для всего региона нормативы. Они используются в первую очередь при начислении самой оплаты за коммунальные услуги там, где нет приборов учета. Заинтересованы в его введении прежде всего собственники жилья — счета, выставляемые гражданам, не могут быть выше норматива. Норматив тут — ограничитель аппетитов коммунальщиков.

 

Переходит на новые единые нормативы наша область с 2017 года.

— Законодатель допускает поэтапное введение единого норматива. При определении очередности перехода на новую систему мы учитывали, насколько «оприборена» территория и как повлияет на платежи граждан переход на единый норматив, — рассказывает директор департамента цен и тарифов АВО Мария Новоселова. — Расчеты нормативов проводились по рекомендациям правительства. Их проверяли надзорные органы. Никаких претензий к департаменту не предъявлено. С точки зрения начисления платы за коммунальные услуги норматив – это благо для подавляющего большинства жителей области. Для 2-этажных старых домов плата за отопление вовсе снизилась вдвое. Теперь уже ресурсоснабжающие организации стонут, что норматив занижен: их выручка не обеспечивает в полном объеме расчет за потребленный газ. Возможно, нормативы и будут пересмотрены в сторону увеличения. Но законодательство разрешает это не ранее чем через 3 года после введения.

 

 

 

Но нормативы хоть и рассчитаны для разных категорий домов, все же ориентированы на «типичный» дом определенной категории по «типичному» для конкретной территории тарифу. Но нереально рассчитать норматив для каждого дома. Для этого существуют приборы учета.

Ad 3
Advertisements

 

Во-вторых, «нетипичность» потребления ресурса может быть обусловлена халатным отношением к своим обязанностям со стороны ресурсников/жилищников: потерями ресурса из-за некачественного обслуживания сетей, например. Норматив стимулирует их устранять недостатки. В-третьих, схема рабочая, и после перехода на областные нормативы 96 % собственников жилья выиграли. Лишь у 4 % ситуация с оплатой ЖКУ ухудшилась.

 

Эти «проценты» попали в «нетипичные», как в том же Меленковском районе, где почти все крупные села и деревни газифицированы, и «типичный» тариф рассчитан без учета нескольких домов, которые пока еще отапливаются мазутно-угольными котельными. Повышение норматива для какой-то категории домов хоть и скажется на увеличении жилищных субсидий, но и приведет к росту за коммунальные услуги для всех аналогичных домов по области.

 

И все же ситуация с субсидиями не только прогнозируемая, но и регулируемая. Для этого существует третий элемент формулы – региональный стандарт оплаты ЖКУ.

 

В нем есть возможность определять величину стоимости ЖКУ по каждому отдельному поселению. Пересматривать регстандарт можно ежегодно. Это позволяет учесть актуальные проблемы и не допускать ухудшения материального состояния населения.

 

Теперь: если проблема со снижением субсидий возникала, но ее быстро купировали перед выборами, вернув региональные стандарты 2014 года, то почему снова случился сбой, чреватый социальным возмущением?

 

— Резкое и значительное снижение жилищных субсидий сильно бьет по нашим селянам, — признает Рогулина. — У нас много одиноких стариков, живущих на одну пенсию. Молодежь в города уезжает. А квартиры большие. Из-за этого субсидия и раньше не так компенсировала коммуналку их владельцам, как тем, у кого малометражное жилье. Субсидия самое большее на 38 «квадратов» идет (для одиноко проживающих). Когда-то просторные квартиры в радость были, а теперь в обузу. Это в городе можно квартиру обменять и переехать в ту, что поменьше и по средствам. А в деревне два-три дома многоквартирных, куда переезжать? Да и сил и денег у стариков на переезды нет. Но и оплачивать большие счета селянам нечем. Это сейчас сравнительно тепло, и счета за отопление не так велики. А что будет в морозы? Мы уже письмо губернатору Сипягину написали. Жители с жалобой обратились. Знаем, что вопрос сейчас в работе, пытаются найти решение.

 

В департаменте ЖКХ нам подтвердили: по поручению Владимира Сипягина там уже разработан и направлен на правовую экспертизу законопроект, которым проблемным территориям вернут региональные стандарты 2014 года. Слово за юристами.

 

А в департаменте соцзащиты АВО надеются, что в формулировках законопроекта предусмотрена возможность перерасчета жилищных субсидий за уже оказанные коммунальные услуги.

 

— Нельзя делать перерасчет, ухудшающий положение граждан. С позиций улучшения этого положения федеральное законодательство нам не запрещает его проводить, — говорит начальник отдела компенсационных выплат и социальных гарантий департамента Мария Крюкова.

 

Мы надеемся, что эта конкретная проблема будет решена. Но не факт, что не рванет в другом месте. Инфраструктурных провалов у нас хватает. По итогам сельхозпереписи 2016 года Владимирская область — далеко не в передовиках по этому показателю. По качеству сельских дорог мы на 11-м месте в ЦФО (из 18 субъектов). Связь с райцентром или с магистральным сообщением: авто- и железной дорогой имеют три четверти личных подсобных хозяйств. Остальная четверть — лишь грунтовки. Есть проблемы с водоснабжением сел. О доступе в интернет на этом фоне и говорить не приходится — он, по данным Владимирстата, лишь у 11 % селян.

 

Но самый болезненный вопрос — теплоснабжение. Треть сельских домов по-старинке топятся печью. К газу были подключены лишь 32 % ЛПХ нашего региона. Для сравнения: в Белгородской области этот показатель достиг 91 %.

Владимирская область.

Светлана Лапцова.

https://vedom.ru

Loading