На въ­ез­де в се­ло Мат­ве­ево Пар­фень­ев­ско­го рай­она пут­ни­ков встре­ча­ет уди­витель­но кра­сивая стел­ла в ви­де зе­лёно­го де­рева. Ее ус­та­нови­ли ле­том прош­ло­го го­да – по ини­ци­ати­ве и на день­ги уро­жен­цев се­ла. На кро­не – ука­зание го­да, ког­да се­ло впер­вые упо­мина­ет­ся в ле­топи­сях – 1620-й. И герб. Он был прис­во­ен Мат­ве­еву то­же срав­ни­тель­но не­дав­но – в 2016-м. Ес­ли прис­мотреть­ся, то этот сим­вол со скре­щён­ны­ми то­пора­ми на­несён на все мес­тные ав­то­моби­ли. Есть он и в каж­дом мат­ве­ев­ском до­ме. Чем так гор­дятся мес­тные жи­тели? Ка­кие ле­ген­ды пе­реда­ют из по­коле­ния в по­коле­ние?

 

Се­ло Мат­ве­ево в цар­ские вре­мена нас­чи­тыва­ло сот­ни дво­ров и нес­коль­ко ты­сяч на­селе­ния. Се­год­ня здесь жи­вут 300 че­ловек. Но они не толь­ко хо­рошо пом­нят то, что бы­ло. Но ста­ра­ют­ся и сох­ра­нить, и уве­кове­чить свою ис­то­рию.

 

В ад­ми­нис­тра­ции Мат­ве­ев­ско­го сель­ско­го по­селе­ния есть и офи­ци­аль­ные сви­детель­ства, по­лучен­ные в ге­раль­ди­чес­кой па­лате Рос­сии. От­ны­не герб Мат­ве­ева сос­то­ит из нес­коль­ких эле­мен­тов. Это скре­щён­ные то­поры – сим­вол плот­ницко­го ре­мес­ла, ко­торым из­давна сла­вилось Мат­ве­ево. Ви­ног­радная ло­за оз­на­ча­ет хрис­ти­ан­скую ду­хов­ность, ря­бина сим­во­лизи­ру­ет эко­логи­чес­кую чис­то­ту. Ну, а бе­лый груздь – царь гри­бов и глав­ное бо­гатс­тво пар­фень­ев­ских ле­сов. Впро­чем, герб от­ра­жа­ет и ле­ген­ду об ага­фонах-ря­бин­ни­ках. Так вот уже поч­ти 4 ве­ка на­зыва­ют мат­ве­ев­цев. По­чему? А де­ло вот в чем.

С XVII ве­ка Мат­ве­ево при­над­ле­жало ди­нас­тии кня­зей Реп­ни­ных. Один из по­мещи­ков, Ни­кита Ива­нович, од­нажды вы­писал плот­ни­ков из Мат­ве­ева в дру­гое своё име­ние на Ор­ловщи­не – для стро­итель­ства ко­нюш­ни. Од­нажды пос­ле ра­боты плот­ни­ки по­лако­мились ви­ног­ра­дом, рас­ту­щим в бар­ской теп­ли­це, при­няв его за ря­бину. А ког­да раз­гне­ван­ный ба­рин приз­вал их к от­ве­ту, ус­ло­вились го­ворить од­но и то же. Каж­дый из них на воп­рос «Как те­бя зо­вут?» от­ве­чал: «Ага­фон». И ког­да ба­рин спра­шивал: «Что ел?», каж­дый го­ворил: «Ря­бину!»… Так и об­ру­гал он в сер­дцах всех плот­ни­ков ага­фона­ми-ря­бин­ни­ками. Но на­казы­вать не стал, по­дивив­шись их сме­кал­ке да вза­им­ной по­руке. За плот­ни­ками так и зак­ре­пилось это проз­ви­ще, при­везён­ное ими до­мой и пос­те­пен­но пе­решед­шее на всех мес­тных жи­телей».

 

Ad 3
Advertisements

Не все ста­рожи­лы, прав­да, эту ле­ген­ду под­держи­ва­ют. Го­ворят: всё это, мол, кресть­ян­ские анек­до­ты. И выд­ви­га­ют свою вер­сию про ага­фонов-ря­бин­ни­ков. Дес­кать, всё де­ло в мес­тном ди­алек­те.


Юрий Шаров, житель с.Матвеево: «Агафоны – потому что говор был. А рябинники – они дополнительно еще и «якали»: «рябята», «тялята»… Смеялись: «Рябят, пойдёмте по тялят, а по пути рябины наломаем».

В Мат­ве­еве да­же из­да­ли тол­ко­вый сло­варь «ага­фон­ско­го го­вора». Его сос­та­витель – мес­тный жи­тель Алек­сандр Кос­тров. Его дед был по­том­ком од­но­го из тех са­мых пер­вых ага­фонов-плот­ни­ков, что съ­ели бар­ский ви­ног­рад. В сбор­ник вош­ло 3 ты­сячи ори­гиналь­ных и под­час смеш­ных слов, сре­ди ко­торых есть чис­ло плот­ницкие вы­раже­ния. Нап­ри­мер, «за­руба» — гнез­до в брев­не ниж­не­го вен­ца сру­ба. И мно­гие дру­гие сло­ва.


Александр Костров, составитель словаря: «Воде де» – значит, не получишь ничего. Вот такой разговор».

В Мат­ве­еве го­род­ской жи­тель сра­зу чувс­тву­ет раз­ни­цу меж­ду го­родом и де­рев­ней. Уди­витель­но бе­лый снег, в воз­ду­хе пах­нет печ­кой, и вок­руг – ог­лу­ша­ющая ти­шина. Мес­тные влас­ти не скры­ва­ют: в се­ле всё труд­нее удер­жать лю­дей. Мно­гие уже у­еха­ли.


Сергей Жданов, глава матвеевского сельского поселения: «Молодежь уезжает. Конечно же, уезжает. Даже если взять последние 5 лет конкретно по Матвееву – не меньше 7 семей уехало. С детьми».

Но, да­же на­ходясь в дру­гих го­родах, мат­ве­ев­цы дер­жат связь со сво­ей ма­лой ро­диной, соз­да­ют груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях.  В сле­ду­ющем го­ду со­бира­ют­ся на боль­шой юби­лей – 400-ле­тие се­ла. И не те­ря­ют на­деж­ды на воз­рожде­ние этой зем­ли. По­ка еще слыш­ны здесь дет­ские го­лоса – есть сла­бая на­деж­да на то, что Мат­ве­ево не прев­ра­тит­ся в де­рев­ню-приз­рак, ка­ких уже мно­го во всей Кос­тромской об­ласти. И мес­тные ле­ген­ды, в том чис­ле про ага­фонов-ря­бин­ни­ков, про­живут еще не один век.

http://gtrk-kostroma.ru

 

 

Loading