«Комсомолка» стала для нас машиной времени, выдав командировку в прошлое. Мы снова летим в Эвенкию, в поселок Бурный, где в марте 1991 года делали репортаж о местных староверах. Источник: https://www.kp.ru

 

 

Тогда Бурный был жуткой глухоманью даже по сибирским меркам. В поселке четыре десятка домов и около 200 жителей. Здесь не было ни электричества, ни телефонной связи.

За любой справкой летали в село Байкит за три сотни километров. А вечера народ коротал при керосиновой лампе. Люди сами шили одежду и медицинскую помощь оказывали себе сами.

С высоты птичьего полета Бурный за 30 лет почти не изменился: крошечный деревянный поселок примостился на высоком берегу студеной реки. И только спустившись с небес на землю, мы поняли, что вернулись совсем в другой Бурный.

«СОВСЕМ ЖЕНЩИНЫ ОБЛЕНИЛИСЬ!»
Из привозного местные и сегодня покупают только муку, крупу да сахар, предпочитая магазинной пище то, что вырастили и добыли сами. Но когда вертолет привозит экзотические бананы и фрукты , то они нарасхват.
Но теперь в домах работают стиральные машинки и электроплиты — спасибо дизель-генератору, который обеспечил поселок электричеством. Женщины рады — не нужно ходить на речку стирать белье. И каждый раз топить печь, чтобы сварить обед. Мужчины шутливо ворчат: «Совсем жены обленились!» И просят по праздникам печь хлеб в русской печи — «так вкуснее» — и хотя бы летом полоскать белье в реке, потому что «вода — святая». В поселке открылось отделение Почты России, которое заодно выполняет функции банка: здесь выплачивают пенсии и пособия, принимают коммунальные платежи.
В 2017-м в Бурном появилась местная власть — был образован Бурненский сельсовет. А в нем круглосуточная связь с Большой землей, интернет и телевизор. Эти блага цивилизации предлагают всем, но староверы отказываются — «бесовство» им без надобности. При этом в местной школе ребятишки занимаются на компьютерах и пользуются на уроках интерактивной доской.
КАМО ГРЯДЕШИ
Поселок Бурный основали в 1933 году две старообрядческие семьи: Алексея Щеголева и Павла Захаркова. Они пришли в эти места из Томской области, спасаясь от коллективизации и раскулачивания. На карбасах, груженных крестьянским скарбом и детьми, они прошли по Обь-Енисейскому каналу в Красноярский край и двинулись на север, чтобы подобрать место для строительства домов.
Обосноваться решили на левом берегу золотоносной реки Вельмо – притока Подкаменной Тунгуски, в устье небольшой речки Бурной, которую эвенки называли Тельма, что означает «гремучая».
Новоселы были староверами титовского толка, названного так по имени его основателя — Тита Тарасовича Выгвинцева. Он жил в 19 веке, был волостным писарем, 25 лет отслужил на флоте, имел звания и награды. Наставником Тит Тарасович был избран за исключительную память. Рассказывают, что он «помнил не только то, в какой книге, но и на котором листу что написано». Поэтому к его мнению всегда прислушивались старообрядцы из разных согласий и примыкали к его братству. С Урала титовцы перебрались сначала в Томскую область, а в начале прошлого века начали селиться в Красноярском крае. Сегодня здесь в 13 районах (и на севере, и на юге) живет более трех с половиной тысяч старообрядцев самого разного толка.

Важно понимать, что Сибирь осваивали именно старообрядцы. Хотя в то время понятия такого не существовало, ведь раскол случился в середине 17 века, а «за Камень» торговые люди, казаки и монахи ушли задолго до начала церковной реформы патриарха Никона. Именно по этой причине в Сибири старообрядцев часто причисляют к коренным жителям наравне с малочисленными народами севера.

Жители Бурного до наших дней сохранили старинное благочестие, традиции отцов и дедов. Мужчины трудолюбивы, не курят табак и не сквернословят. Женщины, как их бабушки покрывают голову платком в знак смирения и покорности отцу, мужу и Богу. Молодые женщины завязывают его под затылком, старушки — под подбородком. Жительницы Бурного не пользуются ни косметикой, ни украшениями.

Не стоит забывать, что и в истории России старообрядцы оставили заметный след. Думаю, всем известны имена протопопа Аввакума и боярыни Феодосии Морозовой, образ которой изобразил на своей знаменитой картине сибиряк Василий Суриков. Но мало кто знает, что известные промышленники, купцы и меценаты: Морозовы, Третьяковы, Прохоровы, Рябушинские, Гучковы тоже были староверами. Придерживался старой веры и прославленный атаман Донского казачьего войска и герой Отечественной войны 1812 года Матвей Платов, именем которого недавно назван аэропорт в Ростове.

После распада Советского Союза у енисейских староверов возобновились связи с единоверцами, живущими за рубежом. В Красноярский край постоянно приезжают паломники из Латинской Америки, их привлекает благочестие сибирских староверов и их строгий устав. Около 300 «американцев» задержались в Сибири, многие из них обзавелись семьями.

Время от времени полиция выявляет «иностранцев» с просроченными визами и двумя – тремя детьми на руках. В прошлом году одного их староверов, приехавшего в Сибирь из Бразилии, пытались депортировать из страны. Полицейские задержали Ханофера – отца троих ребятишек и венчаного мужа жительницы деревни Чулково Туруханского района Антониды Москвичевой – во время операции «Путина». Из документов у него было только свидетельство о рождении, выданное в Бразилии (он приехал в Сибирь 12-летним подростком с матерью – староверкой). Мужчину арестовали и под конвоем доставили в Красноярск, чтобы выдворить из страны. Новость попала в СМИ, сотни людей встали на защиту Антониды и Ханофера. К счастью спецоперация по высылке закончилась победой здравого смысла – Красноярский краевой суд отменил решение о депортации.

ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА
Сила староверов — в их крепкой большой семье, в уважении к старшим, в памяти о предках, в вере и понимании божественной сути всего земного. С этим связано и их трудолюбие, которое современному городскому жителю кажется нереальным. На чахлой эвенкийской земле, где огороды заводят только неисправимые оптимисты, нас потчевали вполне южными разносолами: староверы умудряются выращивать на своих грядках не только огурцы и помидоры, но и арбузы! А коровы в апреле, на излете северной зимы, меньше 10 литров молока в день не дают.
Семьи у староверов большие: 6 — 8 ребятишек — дело обычное. Всех нужно не только прокормить, но и одеть-обуть, выучить и женить. Задача не из легких.
Двери в Бурном не закрываются. Вышел из дома, подпер дверь хворостиной или камнем, чтобы ветром не распахнуло, и все! В Бурном нет участкового. Все конфликты гасят внутри общины, не дают им разгораться.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ КОМСОМОЛЬЦА РУБЦОВА
Женитьба вообще дело непростое и хлопотное. Симпатичных девушек и парней в Бурном немало, но многие из них приходятся друг другу родственниками, а староверы выверяют степень сродства между вступающими в брак до седьмого колена. Существует еще и запрет на «родственников по кресту»: нельзя жениться, к примеру, на крестнице и даже родственнице крестников.
Поэтому за женихами и невестами молодежь в сопровождении старших родственников ездит в поисках суженого по другим староверческим деревням. Однако далеко не во всех можно свататься. К примеру, в соседней Кузьмовке — до нее зимой на снегоходе, летом на лодке часов пять ходу — тоже живут староверы, но они относятся к другой ветви. А супруги непременно должны принадлежать к одному старообрядческому согласию.
Филимон Ермолаевич Вершинин имел 13 детей и каждому собственноручно помогал искать жениха или невесту. Впрочем, было в этой семье как минимум одно исключение из общих правил. В Людмилу — дочь Филимона Ермолаевича — влюбился приезжий парень. Николай Рубцов окончил в Иркутске пушно-меховой техникум и по распределению приехал в Эвенкию.
— Вижу девушку неземной красоты! Влюбился с первого взгляда, — вспоминает Николай. — А она на меня внимания не обращает. Решили мы с товарищем пойти к Вершининым свататься. Филимон Ермолаевич усадил за стол, начал нас угощать. Говорит: «Мы люди верующие, жениться должны по закону, а ты в Бога не веришь, не могу я дать согласия на вашу свадьбу». Не понравился я ему.
Николай не отступал, приезжал каждые выходные. Между прочим, двести километров на моторной лодке в одну сторону! А потом и вообще добился перевода в Бурный. Пришлось Филимону Ермолаевичу сдаться. Но он поставил Николаю условие — принять старообрядческую веру.
Сейчас у Рубцовых восемь детей: четыре дочери и четыре сына. Четверо внуков, пятый на подходе. Шестерых детей он принял у жены сам, дома. Только первенца Людмила рожала в больнице. И еще восьмого — Домиана. Врачи настояли, чтобы «старородящая» Рубцова была под их присмотром.
БРАТОВЬЯ
Вершинины – сегодня самая многочисленная семья в Бурном. Раньше они жили в 45 километрах от поселка — «на Светлане». Такое имя носит таежная речка – один из притоков Вельмо. Говорят, что с эвенкийского она переводится как «рыбная», «ленковая» (здесь водится такая рыба из семейства лососевых – ленок) и с женским именем никак не связана. Когда-то здесь был поселок. На Светлане появились на свет первые дети Филимона Ермолаевича. Но потом глава семейства Вершининых переехал с семьей в Бурный, а Светлана стала базой семейных охотничьих угодий. И сегодня здесь добывают пушнину и рыбачат пять его сыновей – братьев Вершининых.
В 2012 году случилось беда — Светлану смыло во время весеннего половодья. В ноябре 2011 года, когда лед на Вельмо уже встал, случилась нежданная оттепель, возник ледовый затор, вода вышла на лед, подтопила поселок и через пару дней снова замерзла. А по весне все дома и хозяйственные постройки уплыли вниз по Вельмо во время ледохода.

Братья начали отстраивать Светлану той же весной. И сегодня здесь вновь находится их охотничья база с просторным домом, баней и сараями. Отсюда они уходят на охоту, сюда возвращаются. Охотничьи, промысловые участки в Эвенкии огромные – тысячи гектаров. Поэтому путики – таежные тропы, по которым охотники-промысловики расставляют капканы и другие ловушки на пушного зверя, тянутся на десятки и сотни километры. Было время, когда по путикам ходили на лыжах, теперь ездят на снегоходах. Двадцать восемь лет назад это были «Бураны», теперь – самые современные снегоходы канадской фирмы BRP. Дело не в «понтах», как может кому-то показаться, а в надежности и экономичности. «Канадец» потребляет в три раза меньше топлива, чем «Буран». И гораздо быстрее.

Вдоль путиков ставятся избушки, в которых охотники могут переночевать, укрыться от ненастья, обработать шкурки добытого зверя. Расстояния между ними обычно несколько десятков километров. В избушках установлены рации, по которым в условленное время охотники выходят на связь с базой и своими коллегами. Это своеобразная социальная сеть в радиоэфире — главный источник информации о том, как дела у промысловиков и в их семьях. Рядом с избами устраиваются лабазы, где хранится провиант и другие запасы, необходимые охотнику во время промысла.

Мужчины из Бурного уходят в тайгу уже в октябре, а завозить запасы в избы начинают за месяц – два до этого. Домой из тайги выходят к рождеству. После нового года добыча с помощью ловушек и капканов обычно заканчивается, соболя добывают с собаками. Лайка отыскивает зверька, загоняет его на дерево и охотник должен добыть соболя, не испортив при этом ценную шкурку.

МИШКА КОСОЛАПЫЙ ПО ЛЕСУ ИДЕТ
Когда говорят, что в Сибири медведи ходят по улицам, то это… правда. Даже в миллионном Красноярске косолапых в последние годы регулярно встречают на садовых участках и окраинных улицах. Основных причины две. Первая — заповедник «Столбы», где обитает множество диких животных, находится в городской черте. Красноярцы ездят туда на автобусах, так что и косолапым до человеческого жилья – рукой, точнее лапой подать. Вплотную подходит тайга и к другим городским районам. Вторая причина — из-за ограничений на отстрел медведя косолапых развелось в три раза больше, чем может прокормиться. Вот и идет зверь в город: на помойки, в сады и огороды. А что уже говорить о Бурном, расположенном в глухой тайге.
Местные охотники рассказывали, что однажды осенью медведь задрал и покалечил бригаду шишкарей. Люди добывали в тайге кедровый орех, когда к ним пожаловал агрессивно настроенный топтыгин. Одного удара медвежьей лапы хватит, чтобы переломить хребет корове, что уж говорить о человеке. Пока мужики добрались до ружья и завалили зверя, он убил и искалечил больше десяти человек. Не берусь судить о достоверности это истории, но то, что каждый житель поселка мужского пола встречался в тайге с медведем — факт. Ведь все они охотники и ходить в лес с ружьем начинают еще подростками, сначала с отцом и старшими братьями, а потом и самостоятельно. Так что медвежьей шкурой в Бурном никого не удивишь. Но и выкладывать их напоказ, как это любят делать люди, далекие от таежного промысла, здесь не принято. Бахвальство здесь не в чести. При этом все знают, сколько соболя добыл в прошлом сезоне тот или иной охотник. И сколько выручил за это денег. Именно по этим «показателям» здесь оценивают профессиональную состоятельность промысловика. И «клан» Вершининых каждый сезон в передовиках.

Николай Филимонович Вершинин, отец восьмерых детей и охотник со 40-летним стажем на «боевом счету» которого более двух с половиной тысяч соболей, добытых в окрестной тайге, до сих пор вспоминает «проверку», которую им с младшим братом Иваном устроил медведь три десятка лет назад. Было ему тогда чуть за двадцать, брат учился в восьмом классе. Дело было в ноябре, уже начался промысловый сезон и братья отправились по путику настораживать капканы. Путь был неблизкий, хоть и привычный: предстояло пройти около 300 километров. На ночь останавливались в избах, проверяли лабазы.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

— Возле третьей избы накануне на поляну был сброшен с вертолета груз: продукты, снаряжение, — вспоминает Николай Филимонович, — Смотрим, медведь все припасы разметал и то ли ушел, то ли притаился — не понимаем. Собаки не лают. Медведя они не сразу почуяли — натасканы на соболя. Сунулись мы в дом, а оттуда на нас как метнется мишка! Еле ноги унесли. Дело к ночи, мороз крепчает. Как его из избы выкурить?! Что только не делали, И горящие головешки в дом бросали – медведь их оттуда вышвыривал. И стреляли, но бревно пуля не пробивает – не выходит из избы косолапый!. Только ревет диким голосом и все крушит.

 

 

 

Всю ночь братья просидели у костра, опасались, что медведь нападет. Как рассвело, решили переходить к активным действиям сами. Один сел напротив входа в избу, другой полез на крышу, чтобы сверху незваного гостя выкурить из дома.

— Я на крыше сижу, слышу, как он внизу дышит, запах его чувствую. Брат с ружьем напротив двери стоит, делает вид, что спокоен, а ствол ходуном ходит. Замерзли за ночь у костра, да и нос к носу столкнуться с матерым зверем довелось впервые.

Завалить зверя удалось только ближе к полудню. Больше 12 часов «воевали» с ним братья Вершинины. Еле выволокли вдвоем тушу из избы, матерый был зверь. Младшему брату тогда было 14 лет.

Медведь все в избе разорил: окно выбил, печь раскатал, лежанку и стол в щепки разнес. Осталась только фляжка со спиртом, которую отец – Филимон Ермолаевич хранил «на всякий случай». Тогда парни впервые спирт и попробовали, чтобы согреться и дрожь в руках унять.

Встреч с хозяином тайги в его жизни было немало. Но обычно Николай Филимонович ходит по тайге вообще без ружья. Уверен, что опытный таежник и зверь друг друга с полувзгляда понимают. Это на охоте они соперники, в остальное время каждый по своим делам по тайге ходит…

Охотничьих историй здесь у каждого на полное собрание сочинений – только записывай. Есть и триллеры, и детективы, и комедии, и драмы. Например, история о лисе, которая за один сезон стащила из капканов Николая Рубцова и съела три десятка соболей. Чуть не пустила по миру охотника, ведь выручка от сдачи соболиных шкурок это основной доход промысловика! Он специально ее выслеживал, но рыжая плутовка уходила с места преступления безнаказанно. Оказывается, не только в русских народных сказках обитают хитрые лисы.
У каждого из охотников есть своя история о зловредной росомахе, разоряющей охотничьи избушки и ворующей из ловушек соболей и белок. Или о встреченном в тайге сохатом, разлет рогов которого имел какие-то невообразимые размеры.
ТАЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА
— Дети оканчивают у нас четыре класса и дальнейшее обучение должны продолжить в Байките, в интернате, — рассказывает директор местной школы Юлия Александровна Киреева. — Но многие родители переводят детей в учебно-консультационный класс, и они учатся дома еще два года.
И все-таки главные уроки маленьким жителям Бурного преподают в семье. Девочки осваивают домашнее хозяйство с мамами, мальчишки с малолетства ездят с отцом и старшими братьями в тайгу и на рыбалку, учатся водить снегоход и обращаться со скотиной.
В Бурном ни одному мальчишке не придет в голову уклоняться от армии. Какими бы напряженными ни были отношения староверов с властью, но они и в советские времена, и в новом веке служили и ходили на выборы.
— Я проходил срочную в Советской армии, где религиозность солдат не поощрялась, — рассказывает Николай Вершинин. — Помню, первую баню перед карантином. Спрятал крестик в рот, как старшие научили, и пошел мыться. Ни в бане, ни на медосмотре крестика моего никто не заметил. А ночью я зашил его в потайное место в хэбэ и молился только в укромных местах.

По закону староверов каждый мужчина должен защищать свою родину и, только отслужив в армии, может жениться. Спрашиваем: как парни переносят тяготы военной службы? Молодые старообрядцы смеются: «Какие там тяготы? Их бы с моим отцом на сенокос отправить. Вот там тяготы!» Парни они крепкие, без вредных привычек, к тяжкому мужскому труду с детства приучены, оружием владеют с отрочества.

Провожать нас вышли старые и новые знакомые. Шутили: «Ждем вас снова через 28 лет! Даст Бог — доживем!»
Каким будет наш мир в 2047 году? Какими будем мы?
Они ушли в тайгу из мира, который был к ним враждебен, но этот мир наступает на них по всем фронтам. Мобильная связь и интернет еще не вошли в их дома, но уже на пороге. Вспоминаем маленькую девочку-староверку, летевшую с нами на вертолете. Она всю дорогу играла в какую-то компьютерную игру на мамином мобильном телефоне. Освоила, пока гостила на Большой земле…

Loading