Магдан качугцы называют «маленьким Магаданом». И дело не только в созвучном названии. Как и город-порт, находящийся на окраине России, деревушка Магдан – самый отдаленный от райцентра населенный пункт. Автотранспортом сюда можно добраться только по зимнику. Летом дорога становится непроезжей, особенно после дождей из-за расположенных в округе многочисленных болот. Источник: http://www.ogirk.ru

 

 

Название Магдан происходит от эвенкийского «мэгдын» – «берег». С приходом советской власти тут образовался колхоз «Заветы Ильича». После того, как началось укрупнение хозяйств, создали отделение совхоза «Верхоленский».

 

 

Скота держали много: баранов, коней, коров под две тысячи. Работал медпункт, Дом культуры, магазины, начальная школа. Деревенские улицы ветер поил запахом лугового разнотравья и парного молока, дымком бани, в которой так хорошо попариться, придя с пашни. А вечерами звучали девичьи песни. Простая жизнь катилась сама по себе, все было, как надо.

 

 

После Перестройки «колесо» повернулось вспять. Сегодня магданцы, как и их предки, пробавляются личным подсобным хозяйством и дарами тайги. Охотятся, рыбачат, держат скотину для себя. Школу из-за отсутствия ребятишек закрыли два года назад, а с прошлого года не стало и фельдшера. Из 30 дворов осталось 15. Основное население – пенсионеры. Местная «молодежь» – это несколько неженатых мужиков.

 

Все на осмотре у медиков

 

 

Часа через три, когда поднялись на изволок, через сквозные верхушки деревьев начинают наконец виднеться пегие крыши построек. Вот и Магдан. Деревня как вымерла. Нигде ни огонька, ни звука, даже собаки не брешут. Охотничьи лайки – добрые. Подбегут, сунут лоб под руку, чтобы погладили, поскулят тихонечко – вот и весь «разговор».

 

 

Редкие белесые дымки, выползающие из труб почерневших от времени изб, манят к теплу и уюту. Останавливаемся у самой большой постройки – местного клуба, крыльцо которого вместо воздушных шаров изукрашено разноцветными полиэтиленовыми пакетами.

 

 

– Ктой-то? – песенно отзывается на стук чуть слышный женский голос.

Заведующая Ольга Хамарханова, словно оправдываясь, поясняет: все люди сейчас на осмотре у докторов. Бригада медиков приехала в Магдан на пару часов раньше и ведет прием в ФАПе.

 

 

– Проходите, располагайтесь, скоро сюда все соберутся, – радушно приглашает она.

И вправду, буквально через несколько минут клуб начинает заполняться. Артисты настраивают оборудование к предстоящему концерту, работники районной администрации, Управления социальной защиты и Пенсионного фонда готовятся к приему населения, а мэр района Татьяна Кириллова едет вручать юбилейные медали в честь 75-летия Победы двум труженицам тыла, вдовам участников войны Ксении Ханхараевне Хамархановой и Елене Прокопьевне Хартиковой.

 

 

Невесты сюда не едут

 

 

Местные жители тем временем делятся впечатлениями от визита медицинского десанта и охотно рассказывают о своей жизни.

– Ой, сколько к нам нынче врачей прикатило! – радуется 80-летняя Мария Долбанова. – Какие были – у всех побывала: стоматолога, гинеколога, хирурга, терапевта… Кровь взяли, кардиограмму сделали, глаза посмотрели. Сказали, что давление шибко высокое. Можно было и не ходить, но раз приехали – надо, чтобы людей не обидеть.

 

 

Мария Андреевна пояснила, что живет в Магдане с 1967 года, а сама родом из Баяндая. Окончила сельхозтехникум в Иркутске, познакомилась с Владимиром, вышла на него замуж, и прикатили молодые на его родину. Всю жизнь проработала в совхозе ветеринаром.

 

 

– Скота в мою бытность до 1800 голов доходило! – хвалится старушка. – Стадо на лето пригоняли. Брали еще бычков на доращивание со всех отделений. Там пастбищ мало было, а у нас – воля. И деревня была большая. А сейчас – кто умер, кто уехал, кого-то дети увезли. Молодых раз-два и обчелся. И парни все неженатые, потому как невесты сюда не едут. Держим только личные хозяйства, никаких фермеров у нас нет. Такие дороги, что сбыта никакого. Одну-две коровенки вырастим, а сдать некуда. Задаром отдавать не хочется, целый год топай, и все бесплатно?!

 

 

Раиса Родионовна Хартикова более 30 лет преподавала в местной школе. Окончила филологический факультет госуниверситета им. Жданова в 1971 году. Два года по распределению отработала в Самарканде, а выйдя замуж, оказалась в Магдане.

 

 

– У меня трое детей, два внука. Один нынче в армию ушел после института, второй работает в Иркутске, – делится женщина. – Я тут, после того как схоронила мужа, живу со старшим сыном. Он окончил институт, но приехал за мной ухаживать. Зовут родные в город переехать, а куда я поеду? Привыкла, для меня лучше нашей деревни и места не земле теперь нет…

Ad 3
Advertisements

– И вправду нет, – подхватывает «французская теща» Светлана Антоновна Янхаева.

 

 

Ее дочь живет в Бордо. Окончила в Иркутске иняз и нашла себе мужа-иностранца. Сама Светлана Антоновна во Франции ни разу не бывала, сколько ни приглашали, а вот зятю в Магдане, когда приезжал знакомиться, говорит, очень даже понравилось!

 

 

Сотрудница комплексного центра социальной защиты населения, парикмахер Ирина Грищенко, прервав беседу, приглашает желающих на стрижку и укладку волос. Первой к ней спешит 77-летняя Роза Борисовна Борголова.

– Хочу, чтобы постригли красиво, – доверительно сообщает бабулька. – Раньше у меня коса была толстущая, ниже колен. Муж на мне из-за косы и женился. А теперь дети ругают, что плохо выгляжу. Меня муж сам постригает. Видно, специально все сикось-накось делает, чтобы другие мужики не заглядывались!

 

 

«Мужики», как водится, обсуждают последние политические новости и делают прогнозы на предстоящее лето. Нынче зима не больно-то снежная выдалась, хватит ли корма для скота. Может, стоит сделать шаманский обряд?

 

 

Шаманов, говорят магданцы, в их деревне двое. «Черный» – Василий Бузинаев, «белый» – Эдуард Хамарханов. Впрочем, сам Эдуард себя никаким шаманом не считает, а называет «целителем душ»:

– Я держу связь с предками, провожу обряды, чтобы все было хорошо: ребятишки росли здоровыми, на работе все ладилось, – говорит он. – Заговариваю тарасун или водку, брызгаю… Если кто-то отсюда родом, то раз в год обязательно на родине должен побывать, где бы ни жил. Приезжают отовсюду: из Иркутска, Читы, из Санкт-Петербурга даже бывают.

 

И сами «с усами»

 

 

Чтобы принять гостей, магданцы тоже расстарались на славу. Налепили поз, напекли пирогов, нажарили мяса, принесли солений-варений из каждого дома. Первый тост по обычаю подняли в память погибших на фронте земляков. Из «маленького Магадана» в годы Великой Отечественной войны на фронт ушло несколько десятков мужчин, вернулись – единицы.

 

 

С особой теплотой вспомнили люди о Валерии Хамарханове, воевавшем в разведке, получившем ранение в сражении за Великие Луки. В мирное время Валерий Секретарович работал связистом и «самолично протянул свет в Магдан из Верхоленска. Два года назад 96-летнего ветерана не стало, а благодарные люди, чтобы увековечить память всех фронтовиков, установили мемориальный памятник.

 

 

– Кинули клич – все земляки откликнулись, – с удовольствием рассказывает глава Белоусовского МО Андрей Петров. – Мы, местная администрация, только 40 тысяч всего и добавили. Магданцы – особая каста. Кто бы где ни жил, до сих пор между собой тесную связь держат.

 

 

Так же дружно, говорит, обустроили в деревне и водокачку. В последние годы Куленга стала перемерзать до самого дна, воды из нее не начерпать. На деньги «Народных инициатив» пробурили скважину, а обустроили башню уже методом «народной стройки», приспособив и утеплив старый сруб. Детскую игровую площадку прошлым летом соорудили и вовсе без всякой помощи. Качели, карусели и горки с песочницей мастерили, руководствуясь собственной фантазией.

 

 

На вопрос: для кого ее сделали, ведь детей-то в деревне нет, поднимается разноголосый крик:

– Это сейчас никого, вы к нам летом приезжайте! Детворы – целые табуны. Племянники, внучата, правнуки… Здесь-то им приволье! На речке днями пропадают, в лесу. Нынче ягодник удался знатный, по 30–40 ведер брусники собрали. Студенты летом наезжают, подрабатывают на сборе курильского чая…

 

 

Расхваливая на все лады свой Магдан, люди почти ничего не говорили о проблемах. Они привыкли к обособленной жизни, научились выживать, довольствуясь малым. Зато о будущем деревни высказались с полным единодушием:

– Деревня наша не умрет. Ладно, мы умрем, но после нас кто-то будет здесь жить все равно. Дети, внуки…

 

Автор Анна Виговская.

Loading