Деревня Ильпанур, что в Марий Эл — наглядное доказательство того, что ферма является непременным условием сохранения традиционного сельского уклада, да и самих деревень.  Источник: https://www.marpravda.ru

 

 

Это быстрорастущий населенный пункт с симпатичными коттеджами, где значительная часть населения трудится в местном сельскохозяйственном кооперативе «Победа». А основой экономики предприятия является животноводство, которое дает 77% (!) выручки.

 

Жилищный вопрос для рогатых

 

 

Скотный двор хозяйства находится на северо-восточной окраине деревни. Фундаментальные комплексы советской еще постройки соседствуют с современными телятниками и коровниками, обращают на себя внимание железные «скелеты» еще двух начатых построек.

 

 

Сегодня в этом рогато-хвостатом царстве обитают 527 буренок, каждая из которых в прошлом году принесла в подойнике почти 7,1 тысячи килограммов молока. Это шестой результат в республиканской «табели о рангах». Кстати, знавала «Победа» и совсем другие времена — когда нынешний руководитель сельхозкооператива Александр Павлов принял хозяйство, продуктивность была в четыре раза меньше!

 

Гель для буренки

 

 

Но ильпанурцы сумели пережить трудные времена, не потеряв, не растащив хозяйство, которое сегодня крепко стоит на ногах. Каждый день предприятие получает 9,5 тонн молока (летом будет уже 10) и реализует его по хорошей цене. С солидными объемами за литр продукции можно получить на рубль, а то и на два больше, чем мелкие производители, тем более что все молоко «Победа» отправляет высшим сортом. Это уже в большей степени вопрос гигиены, здешние буренки не понаслышке знают, что такое гели и пенки для ухода за выменем.

 

 

Более того, кооператив сумел полностью избавиться от лейкоза, хотя еще не так давно эта проблема была у 80% стада. Но поставили перед собой задачу и три года методично этим занимались – дезинфицировали помещения, полностью сдали больное поголовье, закупая взамен «чистый» (здоровый) молодняк на стороне. Это стоило серьезных денег, хорошо, что компенсациями помогло государство – они выделяются на покупку племенного скота. Правда, сейчас у руководителя закрадываются сомнения — а стоила ли шкурка выделки, если закупочная цена на молоко ни на копейку не зависит от каких коров оно получено: больных или здоровых.

 

Молоко у коровы на языке

 

 

Вообще, молочное животноводство эта сложная многофакторная работа. Вот сейчас каждая ильпанурская буренка ежедневно дает хозяевам по 20 литров молока. Для этого, конечно, нужно постараться. Основой высокой продуктивности, по словам руководителя хозяйства, является улучшение генетики стада (голштинизация) и сытный, как сказали бы диетологи, сбалансированный рацион.

 

 

Кормов в хозяйстве готовят столько, что до сих пор нетронутыми стоят несколько огромных траншей с сенажом и силосом. В собственном цехе готовят многокомпонентный комбикорм из нескольких зерновых культур, а основой рациона животных является «солянка», которую выдают местные «полевые кухни» — «миксеры», где в одно блюдо смешиваются сочные корма, фураж и всевозможные добавки. Этот энергетически насыщенный корм передвижные «миксеры» доставляют прямо к кормушкам буренок, что чрезвычайно облегчает жизнь животноводов.

Ad 3
Advertisements

 

«Век свободы не видать»

 

 

В поисках большого молока приходится критически переосмысливать, казалось бы, прописные истины, например, ильпанурцы отказались от пастьбы скота. Здешние буренки вообще не знают, что такое выгул, пастух, кочевая жизнь. Долго шли к этому, говорит Александр Евдокимович, но, в конце концов, решились. Дело в том, что, как говорят ученые, каждый километр ходьбы коровы это потерянный литр молока. Впрочем, возможность для небольшого променада у буренок есть – размяться можно в специальных загонах возле ферм. Необременительная «физкультминутка» полезна для здоровья рогатых.

 

 

Рогатая демография

 

 

Ценовая конъюнктура для молочников сейчас вполне благоприятна, емкость рынка необъятная. Были времена, когда крестьяне не знали, куда пристроить свою продукцию, но сейчас только давай и чем больше, тем лучше. Поэтому сельчанам грех не заниматься молочным животноводством, в Ильпануре это тот оселок, на котором зиждется экономика сельхозкооператива и бюджет более чем ста местных семей. Кстати, заработная плата доярок составляет от 35 до 42 тысяч рублей – с такими доходами нет никакого смысла ездить куда-то за «длинным рублем».

 

 

Хозяйство целенаправленно развивает это стратегическое направление, увеличивает поголовье, например, в прошлом году на скотном дворе добавились еще полсотни коровушек. А вообще стоит задача выйти на 800 голов, а затем и на тысячу.

 

 

Первый этап демографической программы должен реализоваться в этом году — со строительством новой фермы на 230 обитательниц, ее каркас уже готов. В отличие от своих предшественниц, это будет ферма с беспривязным содержанием скота и доильным залом, что значительно уменьшает трудозатраты и соответственно потребность в работниках. А дефицит трудовых ресурсов начинает ощущаться и в сельской глубинке.

 

 

Государство поддержит

 

 

Развивать производство позволяет помощь государства, в прошлом году хозяйство получило 9,5 миллионов рублей государственной поддержки. Появилась ощутимая субсидия на прирост молочной продукции – семь рублей на литр. Отличный стимул для тех, кто развивается.

 

 

Так что не нужно изобретать велосипед, корова, как и сто лет назад, способна прокормить деревню, нужно только с умом этим заниматься.

 

 

Дмитрий Шахтарин.

Loading