Разворот в сторону ИТ подкосил сельскохозяйственную отрасль Израиля. Теперь политики, чтобы набрать очки в предвыборной гонке, наперебой обещают улучшить положение фермеров, но экспорт продолжает увядать. Источник: https://pro.rbc.ru

 

 

Почти два века назад османские фермеры начали выращивать новый вид цитрусовых на территориях, которые сейчас принадлежат Израилю. Сладкие, сочные и немного терпкие фрукты по имени прилегающего к Тель-Авиву портового города Яффа получили название «яффские апельсины». Гурманы со всего мира полюбили новый вид цитрусовых, и спрос на него заметно вырос.

 

 

А семья Ротшильдов, выкупившая земли у османского землевладельца, решила, что плантации станут экономической основой для создания нового государства. Когда в начале XX века беженцы начали съезжаться в регион, они быстро оценили потенциал яффских апельсинов и смекнули, что выращивание фруктов поможет финансировать развитие страны, о которой они так мечтали.

 

 

Но последние годы стали далеко не лучшими для яффских апельсинов. Производство цитрусовых в Израиле, которое в начале 1980-х достигало 1,8 млн т в год, сейчас упало почти на 75%. Такой спад отражает перемены в курсе развития государства: уход от аграрного социализма и превращение в технологическую державу. Укрепление валюты сделало экспорт неконкурентоспособным, а сокращение запасов воды увеличило стоимость выращивания апельсинов и многих других культур.

 

 

В итоге затраченные усилия просто перестали окупаться. Достигавшая в 1950-е годы 40% доля сельского хозяйства в экспорте сейчас сократилась до 2%. Равнины и холмы перепахали бульдозерами и превратили в территории для торговых центров, квартир и парковок для огромного количества программистов и работников фармацевтической отрасли.

 

 

«Земля в центральной части Израиля стоит так дорого, что большинство садов пришлось просто срубить», — рассказывает Идан Зехави, фермер в третьем поколении.

 

 

Если в 1958 году 18% израильтян были заняты в сельском хозяйстве, то сейчас этот показатель упал до 1%. При этом количество трудоустроенных в сфере ИТ выросло практически с нуля до 10%, а солидная часть программного обеспечения, которое сейчас разрабатывается в стране, идет на зарубежные рынки. Благодаря этому с 2008 года объем экспорта услуг вырос в два раза — в 2019 году он составил $50 млрд. По прогнозам в 2020 году экспорт услуг впервые превысит экспорт товаров.

 

 

«В переходе от сельского хозяйства, в частности выращивания яффских апельсинов, к ИТ действительно есть смысл, — объясняет Карнит Флуг, вице-президент исследовательского центра Израильского института демократии, ранее занимавшая должность главы центрального банка страны. — У Израиля нет особых конкурентных преимуществ в области сельского хозяйства. В регионе мало воды, да и земли не так много».

 

 

Изменение положения фермеров стало важной частью избирательной кампании, которая завершилась в начале марта. Получивший большинство голосов премьер-министр Биньямин Нетаньяху пообещал усилить поддержку агросектора, чтобы снизить цены на продукты.

Ad 3
Advertisements

 

 

«Вы настоящие патриоты, — обращался он в декабре 2019 года к фермерам. — Вы защищаете землю, а мы защитим вас». Главный конкурент Нитальяху Бени Ганц, который и сам вырос среди фермеров, обещал упростить въезд работникам из других стран, что позволило бы вдвое увеличить экспорт сельхозпродукции. «Фермеры открывают границы, защищают территории и обеспечивают нас продуктами», — писал политик в Facebook.

 

 

Фермер Зехави рассказывает, что летом он тратит около 2 тыс. шекелей (40,6 тыс. рублей по курсу на 10.03.2020) в месяц на поливку 600 своих деревьев. Тем временем конкуренты из Египта вообще не платят за воду. Несмотря на то что израильские фермы остаются одними из самых эффективных в плане орошения, стоимость воды, рост зарплат рабочих, а также подорожание шекеля по отношению к доллару на 21% с начала века сделали продукцию страны неконкурентоспособной на многих рынках.

 

 

Работники ферм в Израиле в среднем получают $2,2 тыс. в месяц — в десять раз больше, чем в соседних странах. «В Египте, Турции и Марокко рабочая сила обходится очень дешево, вода фактически ничего не стоит, а курс валюты куда выгоднее для экспортеров, — говорит Нитзан Роттман, курирующий рынок цитрусовых в Министерстве сельского хозяйства Израиля. — Нам за ними просто не угнаться».

 

 

Некоторые фермеры переключились с апельсинов, на которые даже при самых эффективных системах орошения уходит много воды, на менее прихотливые альтернативы: виноград, оливковые деревья и арганию — растение, масло которого используют в шампунях и кремах для кожи.

 

 

Из-за изменений климата, которые увеличили риск засухи, фермеры еще активнее стали отказываться от выращивания культур, требующих обильного полива, говорит Элейн Соловей, которая читает лекции об устойчивом сельском хозяйстве в Институте исследований окружающей среды «Арава». «Мы не хотим оказаться в ловушке, когда вода иссякнет, — говорит она. — Будем надеяться, мы найдем другие возможности и сможем быстро создать новые сады».

 

 

Когда пригородная застройка подобралась вплотную к его садам, Зехави придумал новое решение: продавать апельсины напрямую покупателям. Фермер рассказывает, что, когда он разъезжает на своем тракторе по дороге между своими садами, люди смотрят на него и думают: «Откуда, черт возьми, ты взялся?» Но те жители пригородов, которые тоскуют по Израилю времен их бабушек и дедушек, приезжают к Зехави и набирают фрукты по 7 шекелей (142 рубля по курсу на 10.03.2020) за килограмм. «Я хочу, чтобы дети знали, как выращиваются апельсины, — говорит фермер, — а не думали, что они сами собой появляются в супермаркете».

 

 

Материал Bloomberg Businessweek
Автор: Иван Леингстон
Перевод: Маргарита Кудрявцева

 

Loading