Испокон веков Русь славилась своим медом. Этот продукт в древние времена имел гораздо большее значение, чем сейчас. Сладко поесть хотелось всем — и крестьянам, и боярам, и князьям. Медом лечились, из него делали хмельную медовуху и тогдашние лакомства. В цене был и другой продукт пчеловодства — воск. Он использовался для производства свечей — по сути единственного в то время средства освещения.

 

 

Мед и воск, добываемые на Руси, стали чем-то вроде международного платежного средства. Так, в 945 году древнерусский князь Игорь, отпуская греческих послов, одарил их «скорою и челядью и воском». Откуда же русские брали столько меда и воска? Весь секрет заключался в том, что эти продукты пчеловодства добывали специальные люди, которых именовали бортниками.

 

 

Лесные угодья

 

 

Бортью на Руси называли дупло на дереве, в котором поселилась пчелиная семья. Иногда этим же словом называли и участок леса, где имелись бортные деревья. Огромные леса и луга в ряде районов создавали благоприятные условия для развития дикого, или бортевого, пчеловодства.

 

 

Наши предки издавна занимались бортничеством. Арабский писатель X века Ибн Руста так писал о славянах: «Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается». Бортничеством занимались повсюду. В «Русской Правде» упоминается борть смерда, которая так же, как и княжеская борть, ставится под охрану закона: «А в княжии борти 3 гривны, либо пожгут, либо издерут, а в смерди 2 гривны».

 

 

Поначалу бортничество было примитивным — крестьянин отыскивал в лесу дуплистые деревья, населенные пчелами. Человек, нашедший такое дерево, ставил на нем свой особый знак принадлежности — знамя, и дерево отныне считалось уже его собственностью.

 

 

Позднее бортники стали изготовлять искусственные борти. Для этого выбирали деревья диаметром более полуметра. Из деревьев предпочитали сосны, липы, дубы, так как в них охотнее селились пчелы. Дупло выдалбливалось на высоте 6 и более метров от земли. Сначала продалбливали отверстие прямоугольной формы длиной около 60 сантиметров, а затем уже углубляли и расширяли борть внутри. Для влета и вылета пчел в борти делались небольшие сквозные отверстия.

 

 

 

В дальнейшем бортники стали устраивать ульи-колоды в лесу на деревьях. В Новгородской земле вместо колод изготовлялись специальные лубяные кузовы, которые подвешивали на деревьях. Затем колоды стали ставить недалеко от жилья, чтобы легче было присматривать и ухаживать за пчелами, чтобы они находились под лучшей защитой от медведей и других вредителей пчел. Установка колод вблизи жилья являлась в известной мере переходом к пасечному пчеловодству.

Ad 3
Advertisements

 

 

Сладкая жизнь

 

 

Осенью, в период сбора меда (так называемый медолаз), владелец бортей отправлялся в лес за медом. Чтобы взбираться на деревья за медом, для выдалбливания бортей и для устройства искусственных бортей пользовались специальными приспособлениями. Археологи находят во время раскопок предметы, известные как древолазные шипы. Они представляют собой небольшие скобы длиной 3-6 сантиметров, с припаянным острием пирамидальной формы. Эти предметы прикреплялись ремнями к лаптям, чтобы легче было взобраться на дерево.

 

 

Мед вынимали из бортей с помощью специальных орудий, так называемых медорезок. Это маленькие, трапециевидной формы железные лопаточки с коленчатой рукояткой, вставляемой в деревянную рукоятку. Вырезанные соты с медом складывались в деревянное ведерко, привязанное к поясу бортника. Собранный мед хранился в деревянных ведрах, колодах, лукнах (кадочках), глиняных кувшинах и горшках, а большие запасы — в бочках. Мед как продукт питания, содержащий большое количество сахара, имел в то время важное значение. Его очищали путем процеживания через решето.

 

 

Чистый воск получали посредством перетапливания. Древнейшей формой очищенного и перетопленного воска был круг. В Новгороде воск продавался кругами на вес («пуд вощаной»).

 

 

Мед и воск были предметами и внутренней торговли. Огромные запасы меда и воска сосредоточивались в руках князей, монастырей и бояр. Так, в погребах князя Святослава в 1146 году хранилось 500 берковцев, то есть 5 тысяч пудов меда.

 

 

Но бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным. После изобретения рамочных ульев бортевое пчеловодство не смогло конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортей и меньшей продуктивности.

Антон Сорокин.

Loading