Почему семья, занимающаяся подсобным хозяйством и имеющая девять коров и быков, не может получить грант Минсельхоза, а фермеры с таким же стадом решают этот же вопрос положительно?

В столице надоело работать «на дядю»

Личное хозяйство Алексея и Алёны Николаевых находится на окраине большого и красивого села Филисова Родниковского района. Там — родительский дом молодой супруги. Ее мать работает и живет на неделе в Ивановском районе, в детском санатории. Это еще удачный вариант, так как в Филисове нет никаких предприятий, в том числе и колхоза. Многие жители работают в Родниках, Иванове и за пределами региона.

«А я, наоборот, переехал в село из Иванова, где родился и где живут мои родители, и, можно сказать, из Москвы, где имел перспективную работу, — рассказывает молодой хозяин. — У меня высшее образование, в столице устроился по специальности (устанавливал холодильное и вентиляционное оборудование), снимали с Алёной квартиру (к тому времени мы уже поженились). А познакомились в Филисове, когда ей было всего 16 лет. Я тогда здесь на пилораме зарабатывал деньги, которые студенту всегда нужны».

Алёна же — человек сельский, всегда мечтала вернуться на малую родину, завести скотину. «А почему бы и нет? – как-то загорелся и молодой муж. — Не просто коров будем держать, но и мясных бычков. Надоело на «дядю» работать, кому-то подчинятся. Свое дело в деревне — это всегда свобода».

Мама Алёны поддержала молодоженов, предоставила дом, свой участок. Алексей оказался парнем рукастым, владеющим плотницким ремеслом: в первый же год пристроил к хозяйственному двору холодное помещение для телят.

Приехав в Филисово, я застал его на стропилах у домашнего крыльца: хозяин делает надежную крышу. Алексей ведет непрерывную реконструкцию старого дома: вот и внутри его вместо ванны и санузла пока сплошная яма, по краю которой приготовлены мешки с цементом. Газ в село давно проведен, так что Николаевы хотят превратить дом в коттедж.

«До собственного жилья нам еще далеко, он в мечтах, —  вступает в разговор Алёна. — На покупку молодняка взяли потребительский кредит. Я вынуждена работать в Родниках, в магазине – зарплата идет на развитие хозяйства и на дом. Для Лёши же подворье сейчас – главная забота».

Сегодня, спустя три года после переезда в Филисово, в хозяйстве уже девять голов крупного рогатого скота трех пород: ярославской, костромской, черно-пестрой. В том числе пять коров.

Муж  — дояр, жена — сыровар

Кто, думаете, доит буренок? Алёна смеется: «Конечно же, Лёша. Он и дояр (справляется переносным доильным аппаратом) и кормач, первый друг животных. Даже азы зоотехнии и ветеринарии освоил. Правда, мы приглашаем специалистов на консультацию, платим за их услуги. Но муж уже и сам может отелы принять, провести искусственное осеменение».

Каждая из девяти животинок имеет свое имя: среди коров, например, есть Матильда, Забава. Николаевы наняли пастуха. На свежей траве каждая из пяти коров дает по 20 литров молока в сутки. Молодая семья разливает его по трехлитровым банкам, которые Алексей отвозит на своей машине клиентам в Родники и Иваново. Оставшуюся продукцию супруги сами перерабатывают: делают сметану, творог, сыры.

«В эти выходные – Парская ярмарка, — рассказывала на прошлой неделе Алёна. — Мы снова в ней участвуем, повезем молочную продукцию, в том числе и сыр с «косичками». Его муж замечательно делает. А я творю обычные сыры — все на газовой плите, потом отстаиваю эти «колобки». Вот вы уедете, и я займусь подготовкой к ярмарке. Мы всегда на них распродаем все товары».  

Алексей навострился даже тушенку из телятины делать. Печально, но веселые бычки Гаврюша и Рыжий зимой тоже пойдут на мясо.

На стене дома — награды ЛПХ Николаевых: грамоты, дипломы, даже часы именные. Еще в 2016 году Алексей признан лучшим начинающим сельским предпринимателем района.

Развитие сдерживается  дефицитом земли

В собственности у тещи 15 соток. Этого для ЛПХ с таким количеством скотины мало. Естественно, Николаевы просили землю в администрации поселения, где их всегда хвалят и приводят в пример (коров в Филисове держат всего две семьи), в райадминистрации. И им не отказали, подписали нужные документы, но предупредили, что ходить по инстанциям дальше они должны сами. Участок выделили у леса — 70 соток, но на него начал претендовать и сосед. Оформление земли застопорилось.

В итоге корма Николаевым приходится покупать. Хозяева радуются, что в этом году не подскочили цены на зернофураж и сено.  

Николаевы мечтают и о новой молочной ферме на краю села. Но без кредитов на строительство животноводческого помещения не обойдешься. «Почему бы вам не оформить статус фермерского хозяйства и рассчитывать на полагающиеся этой категории субсидии?»  — спросил я. «Мы уже всё просчитали: для этого нужно вложить свои три миллиона рублей, а потом образовать три рабочих места — для нас это нереально», — ответили супруги. Да, ЛПХ не требует оформления множества бумаг, как у фермеров. И отчетов никаких. Но и на помощь государства такое хозяйство рассчитывать не может.

При этом у нас в регионе многие фермерские хозяйства имеют поголовье до 10 коров. И очень часто они получают гранты Минсельхоза. К примеру, КФХ Юрия Мальцева «Скорпион» Ивановского района построило на эти средства животноводческое помещение – что называется, на перспективу: ведь на сегодня здесь содержится всего пять буренок… 

…На ступеньках крыльца лежит тыква невероятных размеров. Алёна и Алексей говорят, что она весит около 20 килограммов. Огородом молодые люди занимаются увлеченно. А закрутки солений и маринадов лучше всех делает… Алексей. Вот тебе и городской парень.

Сергей Сомов, начальник отдела животноводства регионального департамента сельского хозяйства:

— К сожалению, по закону личные подсобные хозяйства не могут претендовать на участие в федеральных программах «Семейный фермер» и «Начинающий фермер». А по ним, как известно, можно получить грант от шести миллионов рублей (на организацию фермы) до двух миллионов для начинающих владельцев КФХ. Поэтому советую крепким ЛПХ всё же приобретать фермерский статус.

http://ivgazeta.ru

Loading