Развитие городской цивилизации немилосердно к небольшим деревням. Довольно часто в наших белорусских условиях они уменьшаются или вовсе исчезают, оставаясь лишь точкой на старых географических картах. Но пока живут выходцы из этих мест, не исчезает дух деревни. Интересную историю о деревне Крупка нам поведали в Лельчицком районе, за 330 километров от столицы.

Михаил Иванович Мартинович живёт в Минске, но прикипел к родным местам не только своей романтической душой, но и самым прозаическим образом. Он осуществляет собственный план спасения деревни.

Короткая историческая справка.

В начале 20 века имела статус хутора Буйновичской волости, 13 дворов, около 80 жителей. По переписи 1917 года — 25 дворов, 128 жителей (из них 17 белорусов, 111 украинцев). В 1923 году открыта трудовая школа 1-й ступени, в которой учились 44 ребёнка. В начале 1930 года создан колхоз «2-я пятилетка», основана кузница. Накануне Великой Отечественной войны в деревне насчитывалось 110 дворов, 371 житель. В июле 1943 года гитлеровцы сожгли всю деревню и загубили 34 человека.

На 1 января 2001 года в Крупке было 66 дворов, 94 жителя.

Сейчас в деревне Крупка осталось 10 дворов. Как видно, тенденция опасная. Фактически исчезла деревня Лазнище, опустели дома в деревне Заходы. Сильно сдали деревни Берзавод, Зарубаное. Перестала действовать школа в Буйновичах. Неподалёку разрушается покинутый некогда шикарный военный городок. Сносятся и зарываются в землю деревенские хозяйственные объекты.

И Михаил Иванович Мартинович решил действовать. Он резонно считает, что мы не такие богатые, чтобы зарывать в землю то, что ещё может послужить людям. Он убежден, что тамошние земли идеально подходят для разведения садов, ягодников. Благо, есть такие примеры и в своем районе, и в соседнем Мозырском.

— Давно вы надумали связать свою судьбу с судьбой родной деревни?

— Я об этом не переставал думать всю жизнь. Моего отца Ивана Никитича и мать Анну Дмитриевну направили сюда после окончания Мозырского педагогического института. Они еще были неженатыми. Но отец, как бывший партизан, действовал стремительно, попросив в районе направить их в одну школу. Старая школа размещалась в уцелевшей бане. Детей было много. В Крупку переселялись семьи из хуторов, отдалённых небольших деревень. Когда начали строить новую школу из кирпича, у моего отца появилось немало дополнительных обязанностей. Время было трудное, отстраивать надо было всё, но школе старались ни в чём не отказывать.

Мать с отцом работали увлечённо. В Буйновичской школе, куда переходили выпускники начальной из Крупки, отмечали их высокий уровень подготовки. Отцу со временем присвоили звание заслуженного учителя БССР.

Понятно, время идёт, отца уже нет в живых. Мама на радость нам живёт и неплохо себя чувствует на десятом десятке.

Мне все время не давала покоя мысль, как сохранить деревню, как оживить школу, чтобы созданное руками моих родителей и односельчан не пропало.

Особенно горько стало, когда разрушили и закопали в яму сельский клуб лет пять назад. Такая же участь постигла молочную ферму, хоздвор. Я уговаривал местную власть: давайте организуем несколько субботников, пригласим на помощь земляков-уроженцев Крупки, не дадим погибнуть деревне.

Почему мы такие расточительные, закапываем в землю то, что ещё может послужить людям?

— И Вы, Михаил Иванович, после неудач с организацией субботников решили сосредоточить усилия на сохранении школы?

Ad 3
Advertisements

— Да. Сейчас в деревне десять домов. Если исчезнет здание школы, не будет связующего, объединяющего звена.

У меня идея была и есть: если мне удастся сохранить здание школы, то моя Батьковщина будет жить. Первый мой визит в райцентр, к председателю райисполкома, обернулся для меня шоком. Тогдашний руководитель района, Копытов его фамилия, безапелляционно заявил: «Лишней земли в районе нет. Вам рассчитывать не на что!»

С тем я и ушёл из кабинета. Но мой принцип: «Не сдаваться!»

Я начал выкорчевывать отжившие своё сады на соседних приусадебных участках. Они числились за реальными хозяевами, и я получал их согласие. Нанимали трактор, брались за дело гуртом, с соседями, роднёй.

Так получилось, что на моей улице было два колодца. И оба огорожены, включены тихой сапой в территорию усадеб, как собственные. Хочешь зайти – проси разрешения. Есть ещё такие остатки хуторской психологии. Что делать. Мы решили оборудовать новый колодец, чтобы он был доступен всем. Сейчас к нему приходят за водой и хозяева старых.

— Кто-то же помогал Вам?

— Наш главный помощник — председатель райсовета депутатов Ольга Николаевна Гавриловец. Она настраивает депутатов, и сама в курсе всех деревенских проблем в районе. Благоустройство Крупки – это заслуга её и председателя Буйновичского сельсовета Тамары Николаевны Белоцкой. Хотя в своё время Крупку объявили неперспективным населённым пунктом, деревня с помощью этих замечательных женщин не сдаётся. Сил они в Крупке оставили много, и центр сельсовета – Буйновичи — заметно облагородили.

— Ваши дальнейшие действия?

— Я решил создать крестьянское фермерское хозяйство. Уже у другого председателя райисполкома получил согласие на выделение 5 гектаров заброшенной земли. По всем правилам выиграл тендер на вовлечение в хозяйственный оборот здания школы. Уже заложен питомник саженцев малины, есть товарные посадки. Постепенно выходим на рынок. В планах – закладка фруктового сада.

— Михаил Иванович, но Вы же понимаете, что в одиночку с проблемой не справитесь?

— Во-первых, еще раз подчеркну, что идёт навстречу местная власть. Это действенно. Во-вторых, в Крупке по моему примеру ожили ещё два хозяйства. И мы намерены эффективно хозяйствовать. В-третьих, что-то же дельное будет происходить в усадьбах, выкупленных инвестором. В-четвёртых, много положительных примеров в районе. Насколько я знаю, в близких нам Буйновичах семья держит коров и производит домашние сыры, сметану, йогурты. Там же приехавшая из Гомеля семья начинает разводить редких птиц. В Тонеже семья держит мини-ферму и обещает всем жителям раздать по козочке. Находятся охотники также разводить малину, другие ягоды.

Хочу ещё рассказать об интересном событии. Нынешним летом мы провели в Крупке День деревни. Обычно люди приезжают в дни поминовения умерших, побывают на могилах – и разъезжаются. Мы же решили собрать земляков на престольный праздник Успения – по-местному «другую прачыстую». Молодёжь подключилась, бросили клич через Интернет.

Приехало двадцать пять человек. Центром встречи стала площадка возле школы. Многое вспомнили, о многом договорились. Было приятно принять предложение написать письмо моей маме Анне Дмитриевне, бывшей учительнице многих из нас. Договорились сделать День деревни традиционным.

В школе, в бывшей учительской, оборудуем уголок памяти, а саму школу будем использовать, чтобы она стояла, не исчезала.

https://www.interfax.by/article/1231970

Loading