«Я родился и вырос в селе Шаховское Павловского района. Это не только моя родина, но и родина всех моих бабушек, дедушек, папы, мамы, а еще Михаила Андреевича Суслова. Вся моя семья всегда занималась сельским хозяйством. Дедушка был скотником, бабушка работала на ферме, мама – бухгалтером в сельсовете, а отец был в свое время председателем СХПК «Восход». Вот и я пошел по стопам всей моей родни и не представляю себе другой жизни.

Об истоках и деревенском детстве 

Все свое детство я провел на ферме. Помню, дедушка с бабушкой идут на работу и меня с собой берут. И мой родной запах всегда был запахом сенажа и силоса. Для кого-то это было «фу..», а для меня было это жизнью с телятами, коровками. Когда подрос, родители мне стали объяснять, что нужно работать. У нас была своя скотина, папа с мамой работали от зари до зари, а я ухаживал за бычками, поросятами. Кормил, поил, убирал. А когда приходило время их реализовывать, родители с 12 лет мне стали отдавать часть денежных средств. Я понимал, что эти деньги заработал сам и мог их потратить, на что хочу. 

Но были такие моменты в юности, когда выходил играть с другими детьми, подходил к ним, а от меня пахло тем самым сенажом (помню, в сарае быстренько уберусь, умоюсь, а запах-то оставался!). Мне так хотелось с ребятами побегать, поиграть, а они говорили – не, фу, от тебя несет… Думаю – ну и ладно. Придешь, порой домой, говоришь родителями, мол так и так – со мной не играют. А отец: «Всему свое время, объясни, что это пахнет деньгами!» И на самом деле потом наступал такой момент, когда после продажи бычков мне давали денежку, я мог позволить себе купить компьютер и даже мотоцикл! А пацаны носились потом вокруг меня (представьте – в то время в деревне компьютер), спрашивали, как купил. Я им объяснял – ребята, работать надо! 

Да, надо мной смеялись, даже когда я занялся фермерским хозяйством. Да и сейчас насмешки, честно говоря, присутствуют. Но я им с гордостью говорю: я – фермер! Но многие почему-то называют злым для меня словом «колхозник». Нет, я фермер, который кормит страну не на словах, а на деле. И считаю свой труд не из легких. Да, могу быть в пыли, в мазуте, но я горд, потому что произвел молока, грубо говоря, тонну в день и, представьте, сколько накормил детей и вообще людей! Горд, что произвел две тысячи тонн зерна и тоже сколько накормил людей! То есть сейчас я, скажем так, в тренде. Все хорошо. И слава Богу, что к сельскому хозяйству стали относиться с уважением. А не так, как показывают некоторые СМИ, что, мол, мы здесь деградированные, ходим в шапках-ушанках и говорить-то толком не умеем. Нет, не так это все. 

О том, как все начиналось 

Когда я закончил нашу поселковую школу, то поступил в местный районный техникум на автомеханика, потому что профессий больше не было. Закончил с красным дипломом. В это время я уже держал 20 бычков и мне бы этого вполне хватило. Но в нашем регионе началась программа «Начинающий фермер», что меня и подтолкнуло получить высшее образование. Решил и поступил на заочное обучение в УЧХОЗ УГСХА. После окончания в 2012 году, оформил все документы в налоговой и поехал на этот самый конкурс. Помню, пришел на комиссию (выглядел я очень молодо для своих лет) и говорю им – так и так, мол, хочу участвовать. На меня посмотрели и ответили: «Мальчик, ты ошибся адресом, это не шутки, мы деньги даем на развитие, с которыми не в песочнице играть». А я им объясняю – да не хочу в песочнице играть!

Может, моя внешность причиной, или что был не так в себе уверен, но в первый раз не получилось. Не отчаялся. Прошел год, и я еще раз подал документы на этот конкурс, стал участником. Только в этот раз больше подготовился, понял, что к чему. Пришел к ним и говорю: «Помните меня? Теперь поднабрался опыта». В это время у меня была уже земля, ферма, трактор. И в результате выиграл грант на миллион рублей! По планам мы хотели купить новый трактор, а после гранта деньги, приготовленные на его покупку, я потратил на землю. Увеличил площадь обрабатываемой земли сразу в десять раз. В настоящее время посевная площадь у меня составляет четыре тысячи гектаров. 

Но новый малогабаритный трактор все же приобрел. В то время все земли обрабатывал сам, пахал и сеял. Прибыль была. Но она – то есть, то нет. Год можно с улыбкой провести, а другой – вообще ничего не вырастет. Бывало тяжело на душе, ведь столько трудов вложено. Но все это мне доходчиво объяснил отец. Так и сказал: «Ты пришел в сельское хозяйство, а это зона рискованного земледелия, поэтому береги свои нервы и привыкай. Здесь можно хорошо заработать, а можно вообще ни копейки не обрести. Год на год не похож. Главное – относиться ко всему с умом и рационально». 

О грантах и телятах 

Коровы, телята, бычки – они для меня всегда были приоритетом. Знакомые, кто занимается только земледелием, мне порой говорят, чтобы я бросил этих коров и лучше бы купил еще один комбайн. А я им отвечаю – нет, не могу. Животноводство должно быть в хозяйстве в любом случае. Ведь это замкнутый круг: я коровам даю зерно, корм, а они мне на «выходе» чернозем! Удобрения, навоз мы возим в поля и на них (в этом я уверен на сто процентов) все вырастет при любой погоде. То есть это полная гармония. 

А с 2014 года я стал заниматься мясо-молочным скотоводством. В прошлом году участвовал в конкурсе по программе «Развитие семейных ферм». К этому времени уже «подрос» и подумал – почему бы нет. Была уверенность – земля, кормовая база, здания. Пришел на комиссию с гордо поднятой головой, рассказал все, как есть, показал фотографии. В результате занял первое место и получил грант на 6 миллионов рублей. На эти деньги была произведена реконструкция животноводческого помещения и увеличение дойного стада. Мы приобрели кормозаготовительную технику и модернизировали старый коровник под новые современные технологии, куда сейчас доярки ходят на работу с удовольствием. Также сделали комнату отдыха. Сейчас мое поголовье крупного рогатого скота составляет 240 голов, из них — 100 дойных коров. Кроме того, в хозяйстве более 500 овец. С них особой рентабельности нет, но зато я нигде не вижу бурьяны. Мелочь, а огромный плюс! 

Спасибо нашему правительству, что они нас вот так поддерживают. Нет, мне не помогли, а выразили доверие. Я даже когда получал первый грант, а потом «Семейную ферму», всегда своим рабочим, коллективу говорил, что это не просто поддержка или кредит – это нам доверяют. Мы берем эти деньги для того, чтобы развивать сельское хозяйство. 

О труде и сельчанах 

Ad 3
Advertisements

Сейчас в моем фермерстве постоянно трудится около 20 человек, а в сезон еще берем на работу. Все эти люди из местных или из соседних сел. Часто встает вопрос – вот, мол, сельское хозяйство, тяжело, особенно с молодыми кадрами тяжело работать. Но кадры будут, если им платить. Я встаю каждый день в пять утра с улыбкой и иду на работу, потому что знаю ради чего работаю – ради развития и, конечно, заработка. И каждый рабочий, который также встает ранним утром и знает, что идет зарабатывать деньги, будет работать с душой. Минимальная зарплата, которую у меня в фермерстве получают люди за простую работу – 15 тысяч. Но смотря, кто чем занимается, по мере вложения труда. В общем, рабочие получают от 15 до 30 тысяч рублей в месяц.

Но тут есть одно но – нужно работать! Заработок идет с прибыли. Это замкнутая цепочка. Если один пашет, другой сеет, третий убирает, и кто-то один из них в этой цепочке что-то сделал плохо, считай, что пострадали все. Поэтому люди работают не на количество и гектары, а на качество и урожай, и получают от выработки. Также на зарплату влияет много других факторов. Учитывается где и как работает человек – кто-то, например, на старом комбайне, кто на новом, кто в комфорте, а кто в жаре и духоте. Очень много нюансов мелких. 

О трудностях 

Основные сейчас трудности в фермерстве – это цены на топливо и неуравновешенность цен на рынке. В остальном – только вперед, если есть желание. Да, единственное, что нас кусает – топливо, которого нужно очень много. И главное, чтобы нас не трогали, не мешали, а мы разберемся сами. Будем стараться. 

О себе 

В этом году я женился! «Отсеялся» 4-го мая в полях, а 26-го свадьбу сыграли. Моя супруга тоже из местных, но после школы жила в городе. А когда мы познакомились, потом влюбились, я ей просто объяснил – вот он я! Живу в деревне, у меня есть здесь все – такой же интернет, машина, шаговая доступность к магазинам и все, что захочешь. Она все поняла, восприняла и согласилась. Если нужно в городе покупки сделать глобальные, я сажусь в машину и еду. В чем плюс? Я возвращаюсь домой (правда, пока снимаю квартиру…), но в будущем будет свой дом, где смородинка растет, котик по саду бегает, собачка, ребенок во дворе играет. Спокойствие и умиротворение. 

О мечте и сельском будущем 

Построить свой дом – это не мечта, а план. Мечтать нужно о какой-то стабильности, чтобы не было лишней суеты. Если честно, не люблю мечтать. Но она все же есть – лишь бы все хорошо было, чтобы село не умирало. А оно уже не умирает! Иногда стоишь на точке с высоты, где наше Шаховское как на ладони, и наблюдаешь: здесь болгарка пилит, там куры кудахчут, корова мычит, собака лает, где-то люди вдруг ругаются, дети смеются на игровой площадке – значит село живое. А если бы здесь было тихо-глухо, значит плохо. 

Я думаю, моя мечта — чтобы село жило дальше, не на уменьшение шло, а на прибавление, и тогда наша страна будет великой державой. Своим примером хочу показать, что жизнь на селе прекрасна. Почему кто-то внушил людям, что живут в деревнях одни только деградирующие? Уже прошла естественная чистка в селах – кто были алкоголиками, померли (прости Господи!), остались те, кто душой болеет за свою родину. И уверен, что село будет жить, если крестьян будут поддерживать наше государство. Сейчас у нас все уже хорошо – магазины строят, значит, у людей есть доход, фельдшерские пункты есть. И не надо Бога гневить. Еще раз повторюсь, что мне всегда обидно было, когда нас называют колхозниками. 

Иногда  меня спрашивают, мол,  что ты больше любишь – землю или деньги? Я отвечаю, что это два таких понятия, которые связаны. Деньгам без земли делать нечего, и земля без денег будет только истощаться. Нужны и деньги, и земля. Я землю люблю за то, что она кормит, а деньги — за то, что кормят людей вокруг меня и меня в том числе…

И в коллектив свой я донес главное: зарабатываем мы деньги, и они нужны не на покупку под попу какого-то мне джипа «двухсотого», а идут на новый комбайн. Я езжу на нашем родном «Патриоте», пыльном и грязном, и меня это устраивает. Не белая рубашка нужна, а улыбка моих рабочих и детей. Это самое главное. Когда человек приходит с чистой душой, он знает, что идет зарабатывать деньги для детей и внуков, и будет работать с удовольствием.»

http://priderussia.ru

Loading