Несколько лет назад владелец оборонных предприятий Игорь Ашурбейли неожиданно занялся сельским хозяйством. Подтолкнула его к этому обида за плачевное состояние малой родины.
Одно из сёл в Нижегородской области отмечает в этом году 435-летие. «И что тут такого?» – спросите вы. Мало ли в российской глубинке таких вот старинных сёл, которые никому не интересны, даже самим жителям, потому что бегут люди из деревни – бегут на заработки в города? Таких сёл и правда много. Только Хирино особенное. О нём довольно много пишут и говорят, и не только в Нижегородской области. Ему повезло. Во многих смыслах.

Здесь действительно трепетно относятся к истории самого села и края. Каждый из жителей знает, когда была основана деревня Хирино и как она стала селом. Хиринцы даже собрали свой собственный небольшой музей из находок, сделанных на чердаках, в чуланах старых домов и в самой земле, которая богата не только тяжёлой чёрной плодородной почвой, но и артефактами.

Есть любители побродить с металлоискателем по хиринским просторам. Они до сих пор находят иногда наконечники стрел, остатки кольчуг воинов, сражавшихся с монголо-татарами. Да и настоящие клады им порой попадаются. Потому что до революции народ здесь был в основном зажиточный. Процветала округа.

В XX веке, как и другие деревни и сёла, Хирино пережило коллективизацию. Ничего, поднялось. Совхоз здесь был большой и богатый. Жители помнят, что лет сорок назад на хиринской территории даже лис разводили. Потом снова упадок, долгие десятилетия разрухи, из которой хиринцы уже и не чаяли выбраться. Пустело село, оставались на земле одни старики, молодёжь же в поисках работы устремилась в соседний Арзамас, в Нижний Новгород, в Москву. Но произошло чудо.

Неожиданно Хирино посетил один из самых успешных представителей российского бизнес-сообщества. Учёного, промышленника, основателя многопрофильного холдинга Игоря Ашурбейли привёл сюда зов предков, или любовь к отеческим гробам – метафор на сей счёт, кстати, существует множество. Будучи с отцовской стороны потомком крупных бакинских нефтепромышленников, по материнской линии Игорь Ашурбейли – родом из российской глубинки, а именно из села Хирино Шатковского района Нижегородской области. Здесь когда-то жили его предки Резановы. И на родину своих дедов Игорю Ашурбейли очень захотелось посмотреть.

Чувства, которые вызывала представившаяся гостю картина, может понять тот, кто, вернувшись домой, застал на месте родимого гнезда пепелище. Налицо были все признаки захолустья: заросший обмелевший пруд, на улицах тишь и пустота, старые дома, некоторые – с заколоченными окнами; все общественные здания – школа, клуб, магазин – заброшены и разрушаются. Но прежде всего бросались в глаза чернеющие на фоне неба развалины большого храма.

 

Храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи построил в XVIII веке местный помещик, приверженец причудливой барочной роскоши. Церковь получилась у него не по-сельски богатой – и по архитектуре, и по внешней отделке, и по внутреннему убранству. Понятно, что в советское время это строение рядом с совхозными полями сильно резало глаз. В 1930-е годы были репрессированы два последних священника храма, и служение здесь прекратилось.

После этого храм использовали совсем не по назначению – как складское хранилище, как стойло для скота. Его стены разносили по кирпичику. Вследствие этого он постепенно разрушался, пока от былой роскоши остались одни руины. Однако место всё равно было намоленным, хоть и осквернённым, и местные верили, что однажды из развалин вновь поднимется величественное здание храма. С приездом Игоря Ашурбейли их надежды сбылись.

Игорь Ашурбейли посчитал, что эти развалины оскорбляют память многих поколений верующих русских людей, трудившихся на хиринской земле, и храм восстановил. Как за год до этого восстановил другую святыню. В Москве, в Покровском-Стрешневе, на месте случайно обнаруженного фундамента старой церкви, на средства Игоря Ашурбейли был воздвигнут храм в честь Великой княгини, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.

Ныне храм в Покровском-Стрешневе – Патриаршее подворье. А храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи в Хирино – архитектурная достопримечательность и важный паломнический центр Нижегородской области. Здесь хранится частица мощей Иоанна Предтечи – Крестителя Господня, одного из самых почитаемых святых на Руси. Мощевик был доставлен сюда ктитором храма Игорем Ашурбейли из Ватикана в сентябре 2016 года.

Ad 3
Advertisements

С момента освящения храма прошло уже пять лет. С тех пор для села Хирино многое изменилось. Не сказать, что все метаморфозы в селе происходят мгновенно. Таких чудес всё-таки не бывает. Возрождение села – дело кропотливое, требующее времени и сил, учитывая, в каком положении сейчас находится российский аграрный сектор. Но кое-какие качественные изменения в жизни хиринцев уже произошли.

Игорь Ашурбейли в рамках своего холдинга «Социум» создал компанию «СОЦИУМ-ПОСЕЛЕНИЯ». Её задача – создание процветающего фермерского хозяйства на базе села Хирино.

Компания восстанавливает местную инфраструктуру – дороги, почтовое сообщение. Запустила автобус от храма до соседних населённых пунктов. Построила общественный центр на месте разрушенной школы. Так появилось место для фельдшерского пункта, библиотеки и музея, экспозиция которого прежде хранилась как попало – в аварийном здании клуба.

«СОЦИУМ-ПОСЕЛЕНИЯ» помогают районному совхозу и уже создали новые рабочие места в своём новом молочным цехе. Заодно поддержали местного изобретателя, внедрив его технологию. Житель Нижегородской области инженер Сергей Сидоров придумал и запатентовал новый способ очистки молока и соответствующую установку – биоризатор. В этой установке молоко нагревается не выше 13 градусов.

Болезнетворные бактерии уничтожаются за счёт активного перемешивания, трения и с помощью специальных фильтров. Технология на самом деле революционная, открывающая для горожан возможность попробовать молоко с настоящим сливочным парным вкусом. Ведь обычно до городов этот продукт добирается только в пастеризованном или стерилизованном виде. Иначе он не может храниться. Но температурная обработка убивает не только вредные вещества, но и полезные белки, а главное – настоящий вкус. Биоризация же продлевает срок хранения парного молока, не нанося урона его лучшим свойствам.

Каждый из сельских жителей – производитель фермерских продуктов. Ведь держат же в деревне коров, делают сами творог и масло, выращивают овощи, вскармливают скотину. Что-то запасают на зиму для семьи, излишки продают соседям или отдают даром, мясо сдают скупщикам по убыточным ценам. Своего бизнеса на такой системе не построить. Но «СОЦИУМ-ПОСЕЛЕНИЯ» готовы предоставить хиринским фермерам надёжный канал сбыта: открывают в Арзамасе этим летом свой первый магазин, где будут представлены только натуральные продукты.

Всё это только начало новой жизни. Слишком уж сложно сейчас обстоят дела с восстановлением сельского хозяйства. Но у хиринцев появилась надежда на будущее, а это уже немало. Ясно одно: если бы люди чаще интересовались своими корнями, меньше было бы деревень с заколоченными домами.

https://agrarii.com/selo

Loading