О возможности освобождения малоимущих граждан от уплаты имущественных налогов и об НДФЛ в отношении доходов малоимущих граждан, а также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 июня 2017 года N 03-01-11/38253

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу предоставления налоговых льгот малоимущим гражданам сообщает.

Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах граждане Российской Федерации подлежат налогообложению имущественными налогами, которые включают в себя транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный налог и налог на имущество физических лиц, на основании статьи 15 Кодекса, являются местными налогами.

Транспортный налог является источником формирования дорожных фондов.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются одними из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которых направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом

Согласно статье 361.1 Кодекса освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее — реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Если сумма исчисленного транспортного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы.

Физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Также отмечаем, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 Кодекса).

На основании статей 387 и 399 Кодекса земельный налог и налог на имущество физических лиц соответственно устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Статьями 395 и 407 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты соответственно земельного налога и налога на имущество физических лиц. Такая категория налогоплательщиков как малоимущие граждане в данный перечень не включена.

Вместе с тем, согласно статьям 387 и 399 Кодекса при установлении соответственно земельного налога и налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, которые не предусмотрены Кодексом, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Ad 3
Advertisements

Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных с освобождением малоимущих граждан от уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц находится в компетенции соответственно законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования, на территории которых введены эти налоги.

Что касается налогообложения доходов малоимущих граждан, а также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство налогом на доходы физических лиц, то сообщаем следующее.

В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (в основном одобрены Правительством Российской Федерации 13.10.2016) снижение ставки налога на доходы физических лиц в отношении доходов малоимущих граждан не предусмотрено.

Вместе с тем статьей 217 Кодекса, содержащей перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, предусмотрены положения, направленные на освобождение от налогообложения некоторых видов доходов, получаемых малоимущими гражданами, а также некоторых доходов налогоплательщиков, ведущих личное подсобное хозяйство.

Так, согласно пункту 8 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства и продукции растениеводства при одновременном соблюдении условий, установленных данной нормой.

Согласно пункту 13.1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при целевом использовании их на развитие личного подсобного хозяйства при одновременном соблюдении условий, установленных данной нормой.
Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев»

Обзор документа

Решение вопросов, связанных с освобождением малоимущих граждан от транспортного, земельного налогов и налога на имущество физлиц, находится в компетенции региональных и местных властей.

НК РФ предусмотрены положения, направленные на освобождение от налогообложения некоторых видов доходов, получаемых малоимущими гражданами, а также налогоплательщиками, ведущими личное подсобное хозяйство.

Так, не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде матпомощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи за счет бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами госвласти.

Кроме того, освобождаются от налогообложения доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства при одновременном соблюдении условий, установленных НК РФ.

Не облагаются НДФЛ средства, полученные из бюджетов, при целевом использовании на развитие личного подсобного хозяйства при одновременном соблюдении условий, установленных НК РФ.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632374/#ixzz54VdPJuLb

Loading