13 лет назад старую птицефабрику в деревне Изабелино под Островцом настигли грандиозные изменения. Сюда пришел частный инвестор, который отказался от разведения кур и взялся за развитие нового бизнеса по выращиванию индейки.

Андрей Давыдов пришел сюда работать директором восемь лет назад. «Я деревенский, родом из-под Рязани, поэтому знал, что из себя представляет эта работа, — объясняет руководитель. — Но вообще, по моему мнению, разобраться можно практически с каждым направлением, было бы желание».

«Не можем трудоустраивать балбесов»

— Говорить о постоянном поголовье трудно, так как эта величина изменяется, — рассказывает Андрей Павлович. — Мы просчитываем приблизительный спрос на ближайшее время и в соответствии с этим формируем загрузку. Цикл выращивания индейки занимает 4−6 месяцев, примерно так мы и планируем свою работу. Сейчас на птичниках примерно 45 тысяч особей всех возрастов. Порода одна — конвертер.

Основной продукт предприятия — охлажденное мясо индейки со сроком годности несколько дней. Такой продукт подразумевает соответствующее качество и подход со стороны производителя.

— Любое предприятие отрасли сельского хозяйства, работающее в интересах покупателя, будет заниматься органическим производством, — считает директор ФХ «Островецкое». — Если собственник переживает за свой имидж, хочет иметь постоянных покупателей, то будет делать действительно хорошую продукцию, а не заниматься бездумным выполнением поставленным кем-то со стороны показателей.

В хозяйстве работает около ста человек. Это не только те, кто задействован на производстве, но и продавцы торговых точек, водители и так далее. Проблем с подбором кадров, по словам директора, нет — практически весь штат набран в Островецком, Ошмянском и Сморгонском районах. «Мы частное предприятие и считаем каждую копейку, поэтому не можем себе позволить трудоустраивать балбесов», — говорит руководитель.

— Главный наш принцип — максимально быстрая доставка, так как продукция скоропортящаяся, — рассказывает Андрей Давыдов. — Сегодня мы разделали тушку, упаковали, охладили — а наутро она уже должна быть на прилавке.

Руководитель фермерского хозяйства утверждает, что интерес к мясу индюшки в Беларуси есть. Главная проблема, естественно, цена.

— Причина высокой стоимости кроется в сроках выращивания, — объясняет Андрей Павлович. — Бройлера растят 45−52 дня, а индюшка вырастает до нужного веса за четыре месяца. Отсюда и появляются затраты, в частности, на корм. Да и сам процесс выращивания индейки гораздо более хлопотный. Поэтому наши покупатели — это в основном люди с высоким достатком, которые заботятся о своем здоровье. Примерно десятую часть продукции экспортируем в Россию, в частности, в Москву и Подмосковье, — там люди готовы платить за индюшатину.

Вместе с директором предприятия отправляемся на экскурсию по производству. Первый пункт — четвертый птичник, где содержатся самые младшие индюшата. Всего таких цехов на этой площадке девять.

— Мы закупаем суточных индюшат во Франции, — говорит директор ФХ «Островецкое». — Выращивать их сами не можем, так как это бройлерная порода, не приспособленная к самостоятельному размножению. Перевозим их сюда, после чего используем так называемый режим напольного хранения — цыплята в птичнике свободно передвигаются. Это более гуманный способ, так как те же куры обычно содержатся в клетках, поставленных «одна на одну», что негативно сказывается как на здоровье птицы, так и на качестве мяса.

Кроме этого, предприятие строит корпус для выращивания индюшат на новой площадке. Введение птичника в строй позволит полностью загрузить убойный цех предприятия работой. Сейчас в птичнике содержатся двухнедельные птенцы — их 17 тысяч. Зал разделен перегородкой на две части: с одной стороны «девочки», с другой — «мальчики». Это делается из-за того, что скорость роста индюшки зависит от ее пола. Самки взрослеют чуть быстрее — за шестнадцать недель достигают убойного веса.

— Вообще, индейка — птица очень прихотливая, — поясняет главный ветеринар Юрий Киндрук. — Самый трудный период — первые недели жизни. Куриный бройлер не требует особого ухода, а для цыплят индейки нужны постоянный доступ к корму, воде и правильная температура. Если этот период прошел гладко, дальше все становится проще. Конечно, случался у нас и негативный опыт, но сейчас система налажена, и все проходит без проблем.

Ad 3
Advertisements

Замечаем перед входом в птичник необычную инструкцию: операторам птицеводства разрешается передвижения внутри здания только в сапогах фиолетового цвета, за пределами — синего. Свои цвета обуви у технического персонала, работников птичника и убойного цеха.

— Это сделано для контроля санитарного состояния птичника, — объясняет Андрей Павлович. — Все сотрудники знают, что если они появятся на территории предприятия в сапогах не того цвета, их ждет как минимум дисциплинарное взыскание за нарушение режима. Каждый работник на уровне подсознания понимает, что при выходе из помещения нужно сменить обувь. Конечно, у нас установлены системы обеззараживания, но каждая мелочь в такой работе важна.

Что касается микроклимата, то в ФХ «Островецкое» все контролируется с помощью современной компьютерной техники. Специальные датчики контролируют внутреннюю температуру, уровень влажности в птичнике, режим вентиляции и многое другое. Объемы производства индейки летом и зимой здесь примерно равны, вся разница заключается только в потреблении энергии.

«Чтобы делать колбасу, приглашаем технологов из Польши»

Чуть дальше — птичник для взрослых особей. Сюда переводят тех птиц, которые уже прошли «трудный период». Внешне помещение мало чем отличается от предыдущего, в глаза бросаются лишь большие лампы, рассеивающие по залу фиолетовый свет.

— Такое освещение нужно для того, чтобы птица не нервничала, — говорит Юрий. — У индейки довольно агрессивный характер, а в таком освещении она чувствует себя гораздо спокойнее.

Убойный вес птицы — около 8,5 килограмма. Практически все части тушки (кроме головы) идут на продажу. Это касается даже лапок, из которых получается неплохой холодец, полезный для людей с заболеваниями суставов. Однако в «Островецком» производят не только охлажденное и замороженное мясо. Уже несколько лет на предприятии организовано собственное производство полуфабрикатов: колбас, сосисок, ветчины, рулетов.

— Возвращаясь к вопросу с подбором кадров, скажу, что с собственным производством у нас есть вопросы, — говорит Андрей Давыдов. — Трудно найти технологов, которые имели бы опыт в производстве готовой продукции из индейки. Мы хотим делать действительно хорошую колбасу, а для этого нужны профессионалы, которых в Беларуси мало. Причина в том, что у нас в стране вообще мало кто занимается индейкой. Все относятся к этому мясу, как к более дорогой курятине, но тут есть своя специфика. Поэтому частично привлекаем технологов из Польши.

Фермерское хозяйство — это не только птичники и их рабочие. Практически все технологические процессы сконцентрированы здесь же, на территории «Островецкого». Так, к примеру, корм здесь не закупают, а готовят на месте. Состав простой: пшеница, подсолнечное масло, подсолнечный или соевый шрот в гранулах и премиксы — наборы витаминов и минералов, которые покупают в Германии. Все ингредиенты смешивают на итальянском оборудовании. В среднем на получение одного килограмма мяса индейки уходит 2,5 кг комбикорма.
Цех, в котором изготавливают комбикорм

— Что касается всяческих антибиотиков, то мы их не используем, — добавляет главный ветеринар. — Ограничиваемся стандартным набором прививок от распространенных заболеваний, скажем, болезни Ньюкасла. На здоровье птицы и качество мяса это не влияет, так как вакцина — по сути, природный механизм. Гораздо большее влияние оказывает, например, подстилка — мы для нее используем преимущественно опилки. Если они будут слишком влажными, ничего не поможет — птица будет болеть.

Сейчас здесь строится новый цех, в который будет перенесено производство готовой продукции. Вообще, планов у «Островецкого» много — стройка здесь не прекращается практически никогда.

https://news.tut.by

Loading