На прилавках в Ноябрьске исчезли местные шампиньоны, но появилась «самсоновская» птица. Почему фермер променял грибы на кур и перепелок?  Источник: https://ks-yanao.ru

 

 

Три года назад Евгений Самсонов задумал выращивать грибы в домашних условиях, для чего даже заручился согласием соседей. Чуть позже объединился с известным общественником Сергеем Богдановским, и дело, казалось, закипело. На работу приняли троих инвалидов, помог центр занятости населения. Сняли несколько урожаев. Горожане охотно разбирали грибы – они вырастали душистыми и вкусными, не в пример завозным. Вот только расходы грибоводов оказались несоизмеримы с прибылью.

 

 

– Самым затратным получался компост, грунт, на котором выращивают грибы, – рассказал Евгений Сергеевич. – Перегоревший навоз из ноябрьского сельхозкомплекса не подходил, потому что там используют хвойный опил для подстилки животным, а это для грибов – яд. Поэтому пришлось брать компост в Омске, Кургане. Доставка выходила 100–120 тысяч рублей за 60 кубометров. И я понял, что нужно заводить свою живность. Так и появилась идея о птицеферме.

 

 

«Сначала пожадничал…»

 

 

Когда Евгений  закупал первых кур и перепелок, хотел накормить весь город вкусным и безопасным продуктом. Но с опытом пришло понимание того, что сделать лучше и качественней.

 

 

– Теперь я бы многое сделал по-другому, – размышляет собеседник. – Я пожадничал. Например, если выращивать две тысячи птиц, как сейчас, это очень мало для нашего города. Спрос гораздо выше. Я думал из минимума площадей выжать максимум отдачи. Хотел сделать клетки на 10 тысяч голов и более, чтобы забивать в месяц половину, это 10–12 тонн мяса. Но когда посчитал расходы, то взялся за голову. Изготовление клеток дорогое, котел для обогрева помещений стоит 560 тысяч, инкубаторы без доставки – полмиллиона рублей.

 

 

Таких денег у Евгения Самсонова не было. Вместе с двумя знакомыми предпринимателями он получил из муниципального бюджета субсидию – 8 миллионов рублей, из которых птицеферме досталась четверть. Кроме того, ему дали грант на создание рабочих мест для инвалидов и субсидию на развитие производства.

 

 

Но дебет с кредитом всё равно не сходились. Пришлось выкручиваться. Клетки сделал своими силами. И понял, что штат в 15–17 человек не нужен, иначе ферма будет в убытке.

 

 

Вакансии для особенных людей

 

 

К этому времени Евгений Сергеевич перебазировался на промышленную зону. А нынешней весной пришлось попрощаться с инвалидами.

– У нас работали люди с психическими заболеваниями, крепкие ребята с детским интеллектом. В старом помещении всё было сделано их руками, они возили грунт, сажали грибы, обустраивали помещение. Всё было в порядке, пока не задумали переезд. Пришлось всё разбирать, а где-то и ломать. Поэтому они ушли, обиделись. Труд на ферме показался им тяжелым, нет автоматизации кормления и чистки помета, всё приходится делать вручную, – рассказывает предприниматель.

 

 

Сейчас на ферме четверо работников, Евгений Сергеевич готов взять еще двоих:

– Шесть человек и пятидневная неделя – оптимальный режим. Если ко мне придут люди с особенностями здоровья, я буду только рад, но нужно учитывать, что ухаживать за птицами – нелегкий труд.

 

 

Например, у бройлеров кормушка должна быть всегда наполнена, в отличие от несушек, которым в день нужно 120 граммов корма. Как минимум два человека на птицеферме занимаются кормлением.

 

 

– Если выходить на полное поголовье, только помета будет около 60 тонн. Его нужно вручную достать из клеток, а это непросто, – говорит Евгений Сергеевич.

Ad 3
Advertisements

 

 

Кстати, из помета делают  брикеты, которыми зимой на ферме топят котел.

 

 

Пять петухов и один инкубатор

 

 

Подводных камней в птицеводстве оказалось много, и за каждый «урок» Самсонов заплатил нервами и/или деньгами.

Например, свою продукцию фермер маркирует по всем правилам, не придерешься. А однажды знакомые подарили 200 перепелиных яиц. Вывелись птенчики, а на предпринимателя поступила жалоба, мол, яйца не были зафиксированы в системе «Меркурий» (с июля 2018 года все производители и поставщики должны регистрировать продукты животноводства в автоматизированной системе «Меркурий». – Прим. авт.).

 

 

С уничтожением биоотходов пришлось намаяться. Только за заключение договора с лицензированной компанией нужно платить. Евгений Сергеевич лишь позже выяснил, что может сжигать отходы самостоятельно, но в присутствии ветеринара, а вначале пришлось «отстегивать» кровно заработанные…

 

 

Да и просто купить хорошие яйца, чтобы в последующем из них появились жизнеспособные птенчики, – задача не из легких. Недавно администрация Ноябрьска помогла приобрести яйца у «Тюменского бройлера»: по договоренности отдали небольшую партию по безналичному расчету. Но, к сожалению, качество продукции оказалось не ахти, вылупилось мало птенцов. Несушки не виноваты – Евгений Сергеевич утверждает, что Север никак не сказывается на птичьей производительности. Главное, чтобы яйца, купленные для выводка, были качественными.

 

 

Только с начала этого года предпринимателю удалось вывести и продать примерно 17 тысяч птиц. Он купил пять петухов, и теперь в инкубаторе – единственном из четырех, где еще не полетела из-за неправильной сборки электроника, лежат яйца от своих кур.

 

 

Чат для потребителей

 

 

Самсоновскую продукцию берут на реализацию пять торговых точек, остатков практически нет.

 

 

Для горожан, которые не успевали купить местную птицу, Евгений Сергеевич завел чат в мессенджере и принимает заказы. Там же отвечает на вопросы, которые возникают у потребителей – их там уже больше тысячи. Рассказывал, например, что его куры и перепелки не проходят химическую обработку, их обжигают по старинке при помощи паяльной лампы. Ни лекарств, ни антибиотиков в птичьем рационе нет.

 

 

К трудностям, с которыми сталкивается местный предприниматель, народ относится с пониманием. Недавно даже помощь предлагали: скинуться на ремонт крыши, лишь бы ферма не закрылась.

 

 

– Мне интересно заниматься этим делом, – говорит собеседник. – До холодов надо починить крышу, наладить вентиляцию, закончить переоборудование помещений. Думаю, перевести птиц на напольное содержание, их будет меньше, чем в клетках, но эффективность повысится, уже купил автоматизированные поилки и кормушки.

 

 

В ближайшее время Евгений Самсонов откроет свою торговую точку, как давно мечтал. И, возможно,  вернется к шампиньонам.

 

Валерия Акименко.

Loading