Игумен Савватий любит попеть под гитару – пел дома, в Крыму, поет и тут, в деревне Хопылево под Рыбинском, у стен храма Богоявления «на Острову». Позапрошлую зиму он прожил в строительном вагончике с электрообогревателем («а за окном бывало и минус 40»). Но потом жизнь наладилась: с помощью епархии и благотворителей построили небольшой дом, батюшка разбил огородик, посадил картошку…  Источник: https://foma.ru

 

Отец-строитель

 

 

 

Родился и вырос отец Савватий (Мызников) у самого Черного моря, в селе Доброе под Симферополем. Там же, в Симферопольском Троицком монастыре принял постриг и рукоположение. Служил по всему Крыму, в том числе в знаменитом Свято-Георгиевском монастыре на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. И в древнейшем Знаменском храме в селе Грушевка, неподалеку от Судака. И практически всюду начинал со стройки, с возрождения из руин, с налаживания с нуля приходской и монашеской жизни.

 

 

 

 

– Вся моя священническая жизнь – это разоренные церкви. За 20 лет восемь храмов и четыре монастыря, – вспоминает отец игумен. – И всюду приходилось быть прорабом: доставать цемент, искать рабочих, вникать во все строительные тонкости…

 

 

 

 

Первая за 70 лет служба в Катерлезском Свято-Георгиевском монастыре на Керченском полуострове прошла в бывшей колхозной конюшне, выстроенной на месте Георгиевского собора. Отец Савватий тогда одно из стойл занавесил простыней, приклеил на стенки иконы, а рядом устроил кельи и по степи пешком сходил за чашей для причастия в Керчь.

 

 

 

А один из первых своих храмов отец Савватий открыл в бывших яслях в родном селе Доброе под Симферополем, уговорив председателя сельсовета не отдавать здание под пивную. Потом довелось устраивать церковь и в бывшей бане при воинской части… В Свято-Георгиевском монастыре в Балаклаве пришлось разбирался с поврежденной канализацией, отравлявшей источник, к которому когда-то свозили купать детей со всего Крыма.

 

 

 

 

 

В Крыму отец игумен и познакомился с епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином (Лихомановым). Он много раз звал отца Савватия к себе, но тот согласился, лишь узнав, что может оказаться в храме, где крестили непобедимого адмирала, святого праведного Фёдора Ушакова, одного из самых любимых крымских героев и жертвователей Георгиевского монастыря.

 

 

 

…Крохотный придел святителя Леонтия Ростовского, где служит отец Савватий – два метра алтаря, два метра перед иконостасом – электронагревателем протапливается вполне. На Божественные литургии, которые отец игумен неукоснительно служит здесь по выходным и праздникам, приходят все жители нынешнего Хопылева: на клирос встает единственная певчая, рядом крестятся две старушки, еще один богомолец приходит из соседнего Шашкова.

 

 

 

Шедевр в глуши

 

 

 

В эту церковь из соседнего Бурнакова Ушаковы 270 лет назад приходили на исповедь и причастие всей семьей. Примером для них был дядя будущего адмирала, которого мы сегодня знаем как преподобного Феодора Санаксарского – его тоже, кстати, крестили здесь, в Богоявленском храме. Тогда храм был частью Богоявленского Островского монастыря, закрытого еще при Екатерине II, лишившей монастыри земель.

 

 

 

Из всех монастырских построек уцелел один собор – образец ярославского стиля с массивным четвериком, высокими барабанами, объемными главами. Вдалеке от больших городов, на опушке леса у изгиба Волги, он сохранился таким, каким его задумали ярославские мастера XVIII века и ни разу с тех пор не перестраивался.

Ad 3
Advertisements

 

 

 

 

И вот с недавних пор церковь Богоявления «на Острову» стала фигурировать в государственных планах как центр «туристско-социального комплекса «Хопылево». Был создан попечительский совет во главе с председателем правительства области, подготовлена программа развития окрестной территории. По ней Богоявленский собор должен быть полностью восстановлен, а в деревню, где практически не осталось местных жителей, протянут современные коммуникации, построят в ней паломнический центр, епархиальное подворье, а вместо ржавого дебаркадера – современную пристань. Обещают не забыть и о дорогах – пока от трассы к Хопылево идет обычная грунтовка, которую за лето напрочь разбивают трактора.

 

 

 

 

Все это должно стать частью туристского проекта «Непобедимый адмирал Федор Ушаков».

 

 

 

Но планы планами, а не деле Богоявленский собор, будущий центр «комплекса «Хопылево», вот уже лет 300 всерьез не ремонтировался и до последнего времени держался разве что молитвами отца Савватия: в любой момент тут могли начать рушиться аварийные фундаменты и своды верхнего и нижнего храмов – кирпичная крошка еще прошлым летом сыпалась с них на головы немногочисленных туристов, и в далеко идущие областные планы верилось с трудом.

 

 

 

Отец игумен подводит нас к огромному билборду на стене собора, тут все по пунктам – что сделано за прошедшие несколько месяцев: «цементация фундаментов в осях», «вычинка кирпичной кладки с зачеканкой выветренных швов», «восстановление металлических фвоздушных связей», «воссоздание каркаса главок четверика и медного покрытия главок».

 

 

 

 

Теперь собор, на главах которого недавно были торжественно установлены кресты, уж точно не упадет. А до конца года строители хотят закончить реставрацию и покраску фасадов, установить ставни и двери и законсервировать фрески.

 

 

 

И все это впервые без участия игумена. В Хопылево задача отца Савватия – служить и молиться. С утра помолился, вышел из дома, снег покидал, дров нарубил, еду приготовил, почитал святых отцов, приготовился к службе…

 

 

 

 

К лету в Богоявленском должны открыть еще один, большой придел (всего их тут было семь). На заново отстроенной колокольне по праздникам уже можно позвонить в новые колокола. Отец игумен поет свои песни и ждет паломников. В том числе и из родного Крыма.

 

 

 

 

…Чтобы понять, как паренек из лесной глуши стал великим флотоводцем и святым, достаточно просто выйти на Волгу и постоять на берегу. Рядом с памятником преподобному Феодору Санаксарскому, благословляющему племянника Федю на будущие подвиги. С детства Ушакова тут ничего не изменилось: за спиной все тот же храм, несколько домиков, а впереди – простор, мощь большой воды.

Loading