На днях редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому пришло письмо с таким вот странным обратным адресом: «Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы». Оказалось, это знаменитая отшельница 68-летняя Агафья Лыкова (она живет в Хакасии, ближайший поселок Мрассу — в 120 км непролазной тайги) с «оказией» передала письмо своему давнишнему другу, который не раз приезжал к ней в тайгу. 

— В последний раз мы встречались с Агафьей в марте прошлого года, — рассказал  Павловский. — Аман Тулеев организовал срочную поездку туда и нас с собой позвал. Она сильно грипповала. С нами прилетели другие староверы, таблетками ее напичкали: она хоть и упрямится, но принимает их потихоньку. Сегодняшнее письмо Агафья, видимо, писала не один день. И когда появился случай передать (ее навестил кто-то из местных жителей-охотников), сделала это. 

Работники заповедника «Хакасский», что опекают знаменитую отшельницу, говорят: слетать до заимки Лыковых и обратно — удовольствие не из дешевых. Один такой рейс туда-обратно обходится почти в полмиллиона рублей.

— Еда, ткань, посуда у нее есть в большом количестве. То, что ей действительно необходимо, — сено, — объясняет директор «Хакасского» Виктор Непомнящий. — Заготавливать его в одиночку трудно, а зимой-то коз чем-то надо кормить. От такого подарка она точно не откажется, а вот, к примеру, крупу, на упаковке которой есть штрих-код, не возьмет по религиозным соображениям. 

Публикуем письмо староверки в редакцию.

«С нискимъ* большимъ поклономъ Агафия Карповна и Ерофей Созонтевичь**. Желаемъ вамъ от Господа Бога добраго здравия, наипаче всего душевнаго спасения и всякаго благополучия. Но и еще большой поклон вамъ всемъ вообще красноярскимъ рабочимъ.

Еще Павловский Владимиръ Павловичь, у насъ к вамъ большоя и великое прошение. Необходимо, надо человека помощьника, ведь есть добры то люди, миръ не без добрыхъ людей… Ведь есть еще християны.

Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. На груди права половина шишка виросла. Силъ никакихъ ни стало. Не знаю, как зиму дасъ Богъ прозимовать.

Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство… Зимой больша печь стоитъ только морозилъкой в ызбе, ни топлена, и время нету, чтобы печь топить. Да еще паче всего дровъ нету. Только железну кое какъ.

Летомъ живу на улице. Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни. Пока моленна ни пройдетъ, на улошну работу ни ходили.

Праздники все вместе молились. Но печь топить, ето всегда стряпать. А теперь то что, все на одной… 

Пишу вамъ, на весну не оставьте, Христа ради привезти человека помощника, ведь есть добры то люди… Если еще на ету весну никого не будетъ, даже с посадкай не знаю какъ, и садить. Как еще зиму пережить дасъ Бог. Но такъ, если человека в марте бы, лутче чтобы Пасху здесь…

О поездке сюда обратитесь к Тулееву Аману Гумировичю, пока онъ еще при власти и чтобы давъ команду вам сюда привезти человека. Но постель, одеяло и подушку не нужно брать, здесь ето все есть, привезено, лежитъ. Только чтобы человек приехав.

Семена, каки можете, брать, морковь, огурцы, можетъ брюква есть, лукъ. Нитки десятой номеръ портенны. Но тамъ на ваше усмотреня, что можете взять. Всего вамъ доброго, до свидання. Жду васъ с приездомъ человека».

* Ерофей — тоже отшельник, у него нет ноги. Пришел к Агафье много лет назад, теперь живет неподалеку, на другом берегу ручья.

 

«Это действительно как у Пескова — «тупик»

О том, что ей нужна помощница, Агафья Лыкова пишет уже не первый раз. Похожая ситуация была лет пять назад. И тогда, казалось, все устраивалось наилучшим образом. Нашлась подруга и помощница, тоже староверка, 73-летняя Полина Ивановна Ларионова. На вертолете вместе с главой Таштагольского района (ближайшего к заимке) Владимиром Макутой она слетала в тайгу, познакомилась с Агафьей. Вернулась и стала собирать вещи. Помню, позвонила я тогда Василию Михайловичу Пескову — порадовать его, что все устраивается в жизни Агафьи. А он только усмехнулся в трубку:

— Подожди, не спеши. Еще неизвестно, уживутся ли. Она человек непростой.

Так и вышло. Не ужились.

Но не бросать же Лыкову одну в тайге? И вот каждый год — как правило, весной и осенью — летают к ней вертолеты: лекарства привезти, продукты и еще что нужное по хозяйству. В прошлом году были врачи, осматривали отшельницу. Как правило, гости на заимку прилетают с оказией: когда вертолет облетает территории во время паводка или лесных пожаров.

Мы позвонили в администрацию области: а не проще ли в таком случае просто перевезти отшельницу куда-то, пусть не в крупный город, а в небольшой поселок поближе к людям?

Ad 3
Advertisements

— Мы предлагали ей, и не один раз, — ответили нам. — Но она отказывается: мол, никуда не поедет, потому что там похоронены ее родные…

— Она ни с кем не уживется, никого не потерпит, — вздыхает получивший письмо Агафьи Владимир Павловский. — Не сможет. Она на своей заимке — хозяйка, митрополит. Это действительно как у Василия Пескова, «тупик»…
 

 

Из вездесущей Википедии

«В 1930-е годы несколько семей, в том числе и Лыковы, ушли в Саянскую тайгу и много лет жили в строгой изоляции. Они принадлежали к умеренному старообрядческому толку «часовенных».

В 1978 году геологи случайно обнаружили Лыковых при обследовании реки Большой Абакан. История о семье отшельников, незнакомых с современной цивилизацией, получила огромный резонанс в советской прессе тех лет.

Первоначально семья состояла из шести человек:

Карп Осипович, отец (ок. 1907–16.02.1988),

Акулина Карповна, мать (ум. 16.02.1961 от голода),

Савин, сын (1927–1981),

Наталия, дочь (1934–1981),

Дмитрий, сын (1940–1981),

Агафья, дочь (23.04.1945).

Лыковы жили в построенной избушке на берегу горного притока реки Еринат.

Занимались охотой (на тропах рыли ловчие ямы, при заготовке мяса на зиму, его резали тонкими полосами и вялили на ветру),рыболовством (рыбу ели сырой, печённой в костре и сушили впрок), собирали грибы, ягоды, заготавливали кедровые орехи. На огороде выращивали картофель, репу, лук, горох, рожь, коноплю. Занимались прядением конопли и ткачеством. Одежда у Лыковых домотканая, соткана на примитивном ткацком станке. Летом ходили босые, зимой в обуви из бересты, позже из кожи, когда научились выделывать шкуры. Огнестрельного оружия не имели. Для добывания огня использовали кресало и кремень. Не знали хл:). Все годы отшельничества у Лыковых не было соли, что, по их признанию, доставляло «истинное мучение».

Известность семье принесли статьи знаменитого журналиста Василия Пескова в газете «Комсомольская правда», который с 1982 года часто приезжал к Лыковым. По результатам этих визитов им написана книга «Таёжный тупик», неоднократно переиздававшаяся и вышедшая на нескольких иностранных языках.

Наблюдения за семьёй с медицинской точки зрения проводил врач Игорь Павлович Назаров. В своей статье в газете «Труд» он высказал мнение, что причиной смерти Дмитрия, Савина и Наталии явилась слабость иммунитета Лыковых из-за отсутствия контактов с внешним миром, что привело к пневмонии при заражении от посетителей. Анализ крови Агафьи и Карпа Осиповича показал отсутствие антител к большинству болезнетворных вирусов. Впечатления о своих поездках в саянскую тайгу к отшельникам, наблюдениях за их здоровьем, Игорь Назаров изложил в написанной им книге «Таёжные отшельники» (книга издана в 2010 году по решению Президиума Российской академии естественных наук.)

Агафья, состоявшая по рождению в беспоповстве, в 2011 году настоятелем оренбургского храма иереем Владимиром Гошкодерей была присоединена к РПСЦ. К Рождеству Христову 2013 года ей была передана посылка с подарками от митрополита Московского и всея Руси Корнилия, предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви, книги и календарь.

Лыковы неоднократно замечали пролетавшие над тайгой самолёты, но связывали их с предсказаниями «старых книг»: «Будут летать по небу железные птицы». А когда начались запуски спутников, они заметили, что «Звезды стали скоро по небу ходить». По этому поводу Карп Осипович высказал гипотезу, что «Люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие»

 

Loading