Молодой Туд – крупное старинное село в Тверской области. Четыре года назад с массой планов сюда приехало семейство Востриковых – Юлия и Александр. Ей тогда было всего 23, ему – 25, она из Тверской области, он – из заполярных Апатитов. Недавно закончили вузы, начали работать, как и множество молодых супругов, скитались по съемным квартирам.  Источник: https://www.pravmir.ru

 

 

– Мы несколько лет снимали жилье в Железнодорожном, каждый день мотались на электричке в Москву, – Юлия встречает меня у «парадного» резного белого штакетника у входа во двор.

– Как и десяткам тысяч других. Это и допекло?

– Не только. Нам всегда не нравилась жизнь в большом городе. Всё время думали уехать. И вот нашли новую съемную квартиру в Москве, и только переехали – стало совсем невмоготу. Поняли – ничего не радует, надо уезжать.

 

 

Родители новоселов отнеслись настороженно – променять столицу на тверское захолустье? Без стабильной работы и карьерных перспектив?

 

 

– Приехали с небольшими накоплениями и несокрушимой верой в самих себя.

– А на что здесь жить?

– Планировали стать перепелиными магнатами. Занялись этим всерьез, организовали производство мяса, яиц. Занимались этим около двух лет.

– Что помешало продолжить?

– По нам ударил нарастающий кризис, в 2016 году резко упал спрос на продукцию. Но мы и сами охладели. У нас же не фабрика с наемными рабочими. В основном мы занимались перепелиными яйцами, но мясо тоже… Птицу нужно забить, ощипать, разделать. И это каждый день. В итоге решили сменить деятельность, тем более Саша всегда тяготел к пчеловодству.

 

 

Сегодня у Востриковых крупная пасека на 45 семей (ульев), что дает часть дохода. Мастеровитый Александр делает мебель из дерева, кладет печи (и даже проводит мастер-классы для печников), нанимается на сезонные заработки. Юлия занимается садоводством, завела аптекарский огород, заготавливает травы, делает чаи. Всё это продается через интернет и дает приработок.

 

 

– Трудна сельская жизнь?

– Надо просто работать. У нас всегда были планы, мы что-то всегда хотели сделать. Испытания укрепляют.

– Расскажите про испытания. Это история с перепелами?

Ad 3
Advertisements

– Не только. Осенью на пасеку, она стоит у леса, пришел медведь и разворошил десять ульев.

– Медведь – не такая уж мелкая неприятность…

– Были и крупнее. Еще два года назад мы купили в окрестностях села землю. Довольно много – 9 гектаров. Мы хотели там и хозяйством заниматься, сеять медоносные культуры. А потом, может, и переехать туда. Год назад приходит нам бумага о том, что землю мы используем не по назначению, а значит, нужно платить штраф… в общем, в результате нас засудили на 20 тысяч и мы решили отказаться от земли. А то сейчас засудили бы еще.

– Вы отдали землю?

– Да.

– Еще и штраф? Хорошая помощь начинающим предпринимателям…

 

 

Такие истории часты. Недопонимание с властями, неумышленные нарушения, суды, штрафы… За десятилетия упадка в малых городах и селах государственные службы не готовы к новым жителям, молодым и активным. В лучшем случае им не мешают. О какой-либо поддержке говорить не приходится.

 

 

– У вас уже здесь родилась дочь?

– Да, Евочка. Через год после переезда. В селе есть детский сад, школа, с этим проблем не будет.

– Планируете остаться?

– Да. Знаете, на самом деле только сейчас, спустя четыре года,  начинаешь по-настоящему ощущать вкус деревенской жизни. Когда можно немного расслабиться и не думать только о том, как бы так сделать, чтоб ухватиться за эту жизнь и не отпускать, потому что страшно потерять.

– А потерять могли?

– Перебраться из города на волю хотят многие. У нас были такие знакомые. Пробовали, переезжали… А потом возвращались обратно. К сожалению, основная причина – деньги.

– То есть дело совсем не в деревенской скуке?

– Нет. Если кто решает вопрос заработка – остается. Пару лет назад мы через интернет познакомились с молодой парой, и они по нашему примеру тоже переехали, сюда, в наш поселок. Ну и мы делаем, что можем.

 

 

Илья Луданов.

Loading