На одной из проходивших в Мордовии выставок «День поля» среди плодов труда фермеров внимание многих привлек шашлык. Ведь был он не из традиционной свинины, а из перепелиного мяса с фермы Алексея Кулагина, которая находится возле села Кочелаево в Ковылкинском районе. Стоя у мангала, на котором сам жарил угощение, фермер так увлеченно и убедительно  рассказывал о пользе перепелиного мяса, что никто не прошел мимо, не попробовав деликатес. Мясо перепелов имеет ценные диетические свойства, но ценится еще и за то, что перепела не нуждаются в вакцинации, и потому их мясо — экологически чистый и сохранивший настоящий вкус дичи продукт.

 

Главный продукт – перепелиное яйцо

 

Все это так. Но за несколько лет, что минули с той поры, перепелиный шашлык в Мордовии не стал конкурентом не только свиному, но и жареным на углях куриным окорочкам. Почему?

 

— Чтобы стать столь же популярным, нужно, чтобы мясо для такого шашлыка можно было купить в любое время, и без проблем, — говорит по этому поводу Алексей Кулагин. — Пока же наша перепелиная ферма — единственная в республике, которая  может его предложить. На реализацию привозим мясо в Саранск. Продукт недешевый, поэтому большинству населения более доступной по цене остается свинина.

 

Правда, и для самой фермы Кулагина перепелиное мясо не главный, а побочный продукт, производство которого не превышает трех тонн в год. Ведь основное направление деятельности фермера – перепелиные яйца, которые приносит «коммерческое поголовье». В сутки – по 30 тысяч штук, а годовое производство яиц перевалило за 6,5 миллиона штук.

 

Среди адресов сбыта – города Москва, Саратов, Пенза, Воронеж, Орел и Тамбов. В Саранск поставки тоже идут, но это лишь объем производства одного дня в месяц. Из-за высокой пищевой ценности яйца перепелов часто называют ампулами здоровья. По содержанию полезных веществ они значительно превосходят куриные.

 

А «кандидаты в шашлыки» — в основном, петушки, пол которых можно точно определить лишь через три недели после того, как цыплята вылупятся из яиц. Как утверждает всезнающая статистика, у перепелов вероятность появления на свет особей мужского и женского пола примерно одинакова.

 

Лишних самцов, а также неподходящих к яйцекладке самок перед забоем откармливают в затемненном и хорошо отапливаемом помещении. За счет того, что перепела там мало двигаются и им тепло, они тратят минимум энергии и поэтому хорошо набирают вес. Откармливают птиц в течение месяца.

 

В КФХ Алексея Кулагина — перепела эстонской породы, самцы которых ко времени забоя набирают до 170 г живого веса, самки приносят по 280 яиц в год. В этой породе привлекает и очень высокая сохранность молодняка – до 98%.

 

Кстати, яйца перепела начинают нести уже в возрасте 40 дней, и к этому времени на ферме Кулагина им меняют уже четвертый по счету рацион кормления. Самый первый и самый дорогой — сразу после того, как цыплята появляются на свет.

 

«Корма для всех групп перепелов мы готовим сами, — говорит Алексей Кулагин. — Для этого покупаем лишь компоненты и смешиваем по рецептам, которые разработали также сами».

 

В фермеры — из врачей

 

Спорам о первичности яйца или курицы — не одно уже тысячелетие. Но, что касается бизнеса Алексея Кулагина, известно точно, с чего он начался.

Ad 3
Advertisements

 

Когда Алексей работал еще ветеринарным врачом в Атемаре, ему, выпускнику Саратовского сельхозинститута, попалась на глаза брошюра с рекомендациями о разведении и выращивании перепелов. Было это в 2010 году, а год спустя Кулагин с большим энтузиазмом и минимумом финансовых возможностей взялся за основание собственной перепелиной фермы.

 

«Потому что мне это дело показалось не просто очень интересным, но и экономически выгодным», — говорит сегодня глава КФХ. Проект, который он решил реализовать, одному было не потянуть. Идеей загорелись отец и брат Алексея, оба врачи. Реаниматолог Алексей Викторович уже достиг тогда пенсионного возраста. А Вадим Алексеевич, чтобы стать фермером, оставил работу хирурга в городской клинике Воронежа, где он, кстати, окончил и медицинский институт.

 

Когда был у Кулагиных в Кочелаеве, я спросил у Вадима Алексеевича: «А не жалеете? Ведь вам нет еще и сорока лет и, может, захотите вернуться в медицину?». И он ответил: «Об этом своем решении — нет. Но если вернуться в свою юность, тоже выучился бы, наверное, на ветврача. Лишь с годами я понял, что больше всего мне нравится работать на земле. А главное — у меня, моего брата и моего отца есть уверенность, что фермерский труд, которым занимаемся, очень нужный и уважаемый, поэтому будет востребован всегда».

 

Первым делом все вместе восстановили телятник, от которого к тому времени оставалось одно название. Однако за разрушенное уже помещение, в котором поселили птицу, пришлось отдать реальные 100 тысяч рублей. К помещению сами подвели газ, воду, что также обернулось существенными расходами.

 

А сколько трудов и средств пришлось вложить в дорогу к ферме! У Алексея Викторовича, когда он рассказывал об устройстве этой дороги, не хватило и пальцев на руках, чтобы сосчитать количество КамАЗов, на которых были привезены песок, битые кирпичи и разный строительный мусор.

 

Одним словом, очень нелегким было становление перепелиной фермы. Когда приспособили для нее помещение, понадобилось оборудование для содержания перепелов. К счастью, на одной из мордовских птицефабрик шла как раз реконструкция, и много оборудования попросту отправлялось в утиль.

 

«Вторая жизнь» у него началась на перепелиной ферме, но для этого почти все пришлось переделывать под особенности миниатюрного по своим параметрам поголовья. «Всех проблем не решили, но очень пригодились 900 тысяч рублей гранта, который нам, как участникам целевой программы «Поддержка начинающих фермеров», выделил Минсельхоз России, — говорит Алексей Кулагин, — на эти деньги купили и два современных инкубатора».

 

«Будем развиваться!»

 

Сейчас заполнена птицей только половина помещения для перепелов, и Кулагины решают, где взять деньги, чтобы заполнить ферму птицей полностью. Пока у них практически вся выручка уходит на текущие расходы, а на развитие производства остается мизер. По существующим правилам, уже получивший грант на развитие производства фермер рассчитывать на новую финансовую поддержку со стороны государства может только через пять лет.

 

«В Минсельхоз России мы отдали заявку на включение перепелиной фермы в программу поддержки семейных ферм, и наш коллектив, в котором теперь 12 человек, рассчитывает получить грант на развитие фермы уже в 2019 году, — говорит Алексей Кулагин. — Наше стремление к более высоким результатам одобряет и Глава Мордовии Владимир Дмитриевич Волков. Так что будем расширять свое присутствие на российском рынке диетических продуктов питания».

 

Валентин ПИНЯЕВ

Loading