В последнее время законодательство в сфере ЖКХ претерпело ряд изменений. Особенно изменения коснулись прибора учета. Это весьма важная тема, ведь основная сумма в квитанции начисляется за потребление ресурсов, а это вода, электроэнергия и отопление. Все эти ресурсы можно контролировать благодаря счетчикам, тем самым исключив переплату, как это было раньше, когда одни жильцы платили за других из-за равномерного распределения оплаты на всех. Источник: https://www.9111.ru

 

 

Простой пример. В доме 40 квартир и официально зарегистрировано 100 человек, но по факту проживает 130, где 30 не имеют регистрации. Потребление воды в этом случае будет выше, но кубометры распределяли лишь на 100 человек, которые официально зарегистрированы. В итоге жильцы вынуждены были платить за других часть этих расходов. Но перейдем к существу вопроса. Рассмотрим достаточно частый вопрос, который задают жильцы по новому закону, какую теперь ответственность они несут, а по сути ответственность за приборы учета действительно изменилась.

 

 

Основные изменения

 

 

Кратко напомню суть нового закона. Речь о постановлении Правительства РФ №554 от 18 апреля 2020 года, которое вступило в силу с 1 июля 2020 года. Об этом законе написано немало, и основная суть сводилась к тому, что теперь замену или покупку нового счетчика должны осуществлять ресурсоснабжающие организации, а не собственники, как было ранее. Поверка теперь тоже происходит за счет поставщика ресурсов. У данных организаций есть 6 месяцев для установки или поверки счетчика после обращения собственника.

 

 

Однако практически не затронуты вопросы изменившийся ответственности за приборы учета, а это важные нюансы, поскольку порой может грозить жильцам серьезными расходами. Поэтому стоит разъяснить, как изменилась ответственность за приборы учета в связи с изменением в законодательстве. Об этом нужно знать, чтобы понимать, когда требование о возмещении расходов в связи с утратой или порчей счетчиков будет незаконно и необоснованно.

 

 

Как изменилась ответственность

Ad 3
Advertisements

 

 

Раньше практически всю ответственность за счетчики нес собственник. Причем неважно, где приборы установлены: в доме или на лестничной клетке, где фактически доступ к этим приборам имело неограниченное число людей. В итоге, собственник вынужден был отвечать и за действия третьих лиц, которые могли повредить счетчик, сорвать пломбу и т.п. Бывало так, что счетчики просто воровали, и жильцам приходилось за свой счет их менять.

 

 

Конечно, это несправедливо и неправильно, и новый закон все же частично исправил данную ситуацию. Теперь существуют определенные разграничения, которые крайне важны.

 

 

  1. Если счетчик установлен в квартире или в границах земельного участка принадлежащего потребителю ресурсов, то именно собственник несет за него ответственность. А именно в случае утери или повреждения пломбы.
    2. А если прибор учета установлен за пределами квартиры (лестничной клетке) или земельного участка (снаружи от забора, например), то уже ответственность переходит к поставщику ресурсов. Это предусмотрено п. 80 (1) Правил предоставления коммунальных услуг. Можете на него смело ссылаться в случае споров.

 

 

Таким образом, если счетчик расположен вне пределов жилого помещения, то в случае его порчи, утери или повреждения пломбы собственника можно привлечь лишь при условии доказательства его вины в этом, что на практике крайне затруднительно. Ранее собственник нес ответственность в любом случае, даже если хулиганы просто решили разбить счетчик ради развлечения. Теперь заменить прибор учета или отремонтировать его в подобных случаях должен будет поставщик ресурсов за свой счет.

 

 

Еще один важный нюанс. Если квартира является муниципальной, ответственность несет собственник-администрация. Если истек срок проверки в таких квартирах или администрация не выполняет своих обязательств по ремонту или замене счетчиков, то жильцам не имеют право начислять плату с повышающим коэффициентов 1,5. В жизни такие случаи часто происходят, но это нарушение закона и суды, в том числе Верховный суд РФ в своем определении от 18 июля 2019 году по делу № 307-ЭС 19-6279 четко об этом указал.

 

 

Автор публикации: юрист Бабкин М.А.

 

Loading