Необычное дело довелось разбирать недавно судье Ремонтненского районного суда В. Шафоростову. Женщина умерла в далёком уже 2002 году, а вопрос о её наследстве – земельном участке здесь, в сальских степях, рассматривался и разрешился только в 2017-м. Хотя никакого спора о земле не было. 

Раньше это было одно большое хозяйство – овцесовхоз «Приволенский», а населённые пункты, где жили его работники с семьями, даже своих оригинальных названий не имели, только номера: ферма номер один, два и так далее, вплоть до пяти.

На одной такой ферме жила и работала Марфа Петровна Тищенко (фамилии, имена и отчества действующих лиц изменены. – Прим. авт.). В 1986 году пошла на пенсию, и так получилось, что в конце концов она осталась одна в совхозной квартире – мужа не стало. Единственный сын Володя уехал на Украину, обзавёлся семьёй и прижился там. В 2001 году поехала к нему – уже в другое государство, как говорится, налегке, никаких документов, кроме паспорта, с собой не брала, из квартиры не выписывалась. Значит, мысли не было остаться там. А в следующем году неожиданно умерла. 

Потом, когда после смерти Марфы Петровны безуспешно пытались найти документы на квартиру, к тому времени приватизированную, Владимир махнул рукой: «Чего теперь биться о праве собственности на неё!..» Квартиру с мебелью он оставил знакомым. Тут даже некоторая интрига возникает. Владимир Тищенко в своём исковом заявлении в суд охарактеризовал её так: «Я не обратился в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства, потому как… не знал о наличии права моей матери на земельную долю и (раньше) не имел возможности приехать в Россию…»

О том, что где-то в земельном массиве в Ремонтненском районе существует и пай его матери, он узнал гораздо позже 2002 года от знакомых, которые жили в бывшей материнской квартире. Тогда, в 2015-2017 годах, в районе, как, наверно, и в стране, развернулись судебные баталии из-за затребованного законом условия: не позднее 2018 года обязательно оформить положение земельных участков на местности, уточнить их границы и поставить участки на учёт, без чего нельзя будет ни продать их, ни подарить, ни обменять, ни завещать и т. п.

На это обратили внимание Владимира знакомые: «А ведь у Марфы Петровны должна быть земельная доля от совхоза! Столько лет проработать в совхозе и по приватизации не получить свидетельства на земельный пай? Ты проверь, Владимир Андреевич, а то потом может быть поздно…»

Перед Владимиром Тищенко встали две задачи. Во-первых, найти следы этого пая (документов никаких не сохранилось!) и во-вторых, доказать, что он и есть наследник, причём единственный, именно той М.П. Тищенко. И, самое главное, объяснить и доказать, почему он не мог принять наследство в виде земельного пая в положенные сроки.

Осложняло поиск то, что овцесовхоз, где трудилась когда-то Марфа Петровна, трижды менял свой статус вместе с названием. Сначала, когда она уже ушла на пенсию, но участвовала в приватизации имущества хозяйства, и прежде всего земли, это было ТОО «Приволенское». Потом ― СПК «Приволенский», который, увы, обанкротился и попал под конкурсное управление. После, уже года три, как сказал мне глава Привольненского сельского поселения В. Мироненко, это ООО «Сектор Агро».

Вот в анналах этих организаций и сельской администрации, преемников совхоза и местного сельсовета, и нашёл В. Тищенко необходимые документы. Заодно уплатил и долги матери, что тоже является доказательством принятия наследства… Немалую работу по установлению фактов при рассмотрении его иска к администрации сельского поселения о восстановлении срока принятия наследства проделал и суд. Это был уже второй суд для Владимира на родной земле. Первый в решении от 18 января 2017-го признал его наследником своей матери, родившейся в здешних местах и трудившейся в местном овцесовхозе. 

Второй суд весной того же года сделал решающий вывод: «Согласно справке администрации Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области… Тищенко Марфе Петровне выделена земельная доля в ТОО «Приволенское» в размере 25 га».

Ad 3
Advertisements

Потом уточнят: площадь земельного участка 24,2 гектара. Но на дворе уже 2017 год,  с 2002-го, когда она умерла, в мире, стране, районе и в бывшем сельсовете, теперь сельской администрации, произошли серьёзные перемены. Где искать эти гектары? М.П. Тищенко в списке невостребованных долей населения не значится.

Но выясняется очень важное для рассматриваемого дела: на территории Привольненского сельского поселения имеются свободные земельные участки из земель ТОО «Приволенское». А вот и земельный клин матери Владимира Тищенко, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Земля найдена, наследник известен. Теперь надо решать судьбу обоих.

Решением Ремонтненского районного суда исковые требования Тищенко удовлетворили полностью. Восстановили ему срок для принятия наследства. Признали его принявшим наследство в виде земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, оставшейся после смерти его матери. 

Признали за Тищенко право собственности на указанный земельный участок.

Теперь встал вопрос, как распорядиться правом собственности на землю. Гражданин Российской Федерации может сам работать на ней, дарить, продавать, менять, завещать и т. д. 

Для иностранцев право собственности на землю в России ограничено. Таковую они могут сдавать в аренду, но не продавать и пр. или получать за неё денежную компенсацию по решению суда. Распоряжение землёй для граждан стран СНГ в России происходит в соответствии с соглашением этих стран по законодательству и решениям российских судов. И вопрос о распоряжении землёй Владимиром Тищенко тоже.

Но это уже другая история.

Александр ИСАЕВ.

https://agrobook.ru

Loading