Олег Седов и Руслан Чурагулов — основатели потребительского кооператива «Morris&Johns». Они объединили знания, навыки для создания мягкого предпринимательского климата. Пайщики кооператива обмениваются продуктами своей деятельности на специальных условиях, получая преимущественный рынок сбыта. Сами основатели кооператива называют себя стартапом в активной фазе, потому что прибыль от проекта пока впереди.
— Объясните, что такое потребительский кооператив?
— Суть потребительской кооперации сводится к тому, что граждане или юр. лица объединяются между собой с целью удовлетворения своих потребностей в чем-либо, например, жилье в виде отдельной квартиры или коттеджа, гараж для автомобиля, дача, обеспечение товарами народного потребления, организация сбыта производимой сельхозпродукции, взаимопомощи. Обеспечение друг друга выгодой.
В потребительский кооператив вступают юридические или физические лица с целью получения таких благ, как налоговые льготы при расчётах с другими участниками кооператива, комплексная поддержка, ведение по вопросам бухгалтерии, юриспруденции, аудита, а также скидки или лучшие условия сотрудничества. Для модернизации и автоматизации системы кооперации, а также удобства восприятия физических лиц созданы карты, привязанные к лицевому счету в кооперативе, которые легко пополнить через любой банкомат Сбербанка, управлять с помощью мобильного приложения.
С их помощью в магазинах-участниках общества можно взять любой товар, получая хорошую скидку, при этом пайщик-продавец товара не теряет доход, а иногда даже его повышает благодаря льготам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
За счёт привлечения большого объёма заинтересованных физических лиц, желающих покупать товары дешевле, ПК «Morris&Johns» обеспечивает 100% реализации товаров народного потребления с полок продавца-пайщика, а последний получает замотивированную группу людей, готовых в покупке, так как физические лица «голосуют рублем».
Справка. Пайщиком называется лицо, вступившее в потребительское общество.
Предпринимай на полную!
— Каким был путь до создания бизнеса? Как вы решились предпринимать на полную?
— До создания кооператива каждый прошел свой путь от наёмного работника до директора собственной фирмы.
Руслан: «Раньше мы были наёмными работниками. По специальности я — бухгалтер, трудился маркетологом-аналитиком. Однако, рано или поздно возникает желание попробовать, дотянуться до заветного плода. Узнать: а что же будет, когда я займусь своим делом? Буду просыпаться, когда захочу?.. Ну мы и попробовали, так эта «болезнь» нас захлестнула.»
Олег: «Мне пришлось работать в разных областях, в основном это были закупки. Сколько бы я ни работал, мне всегда чего-то не хватало, хотелось большего. Мало на какой работе можно проявлять инициативу, это не везде ценится. Постепенно неудовлетворённость росла. В один прекрасный день я решил, что хочу заниматься бизнесом.»
Много лет назад у предпринимателей сформировалась потребность в едином центре, который решал бы бухгалтерские, юридические, аудиторские задачи. При этом компании всецело можно было бы доверять.
Руслан вовремя уловил эту необходимость и создал группу компаний под одним брендом «Центр деловых услуг». По России появилось 6 отделений центра с бухгалтерами, юристами и аудиторами, которые успешно решали вопросы бизнесменов. Глубокое понимание основ всех этих направлений и тенденция к ужесточению экономического климата в стране пробудили желание найти отдушину в виде льгот или более мягкого климата для ведения предпринимательства.
Идеальным вариантом стала потребительская кооперация. Тогда она была только в мыслях, но последние три года – это объёмный проект, который всецело захватил интерес создателей и наблюдателей.
Современное видение
— С какими трудностями столкнулись при работе?
— Изначально самым тяжелым было понять, как применить суть кооперации к современным реалиям: дворовые магазины, автозаправки, пекарни и так далее. Мы долго разрабатывали саму концепцию, перекладывали старый закон 90-х на потребности современного социума. В итоге решили оттолкнуться от привычки человека взаимодействовать с организациями. Особенно важным стало удобство и выгоды от этого взаимодействия.
На пути к окупаемост
-Каков был ваш стартовый капитал
-На этапе создания любого проекта всегда требуются расходы, но конкретного решения, вроде: «с вас 5 миллионов, они пойдут туда-то или туда-то», — нет. Мы вынашиваем этот проект уже 3 год, когда идея сформировалась пошли другие мысли: как автоматизировать? За счёт чего? Можем ли что-то подобрать для себя из имеющегося? – Так как объём большой, на данный момент одни расходы.
Мы внедрили передовые инструменты: работающую платформу, карточки расчёта и хранения средств для физических, юридических лиц. Поэтому пока считаем себя активным стартапом, и к вопросу окупаемости подходить рано. Сейчас мы исходим из запаса собственных средств, наследия бизнеса, которым мы занимались ранее.
Лучшее время для помощи
-Есть ли сезонность в деятельности?
-У самой по себе деятельности нет сезонности, так как она не имеет отношения к определённой дате или сезонному продукту. Здесь большую роль играет именно идеология и возможность помогать друг другу внутри кооперации, а для помощи временные рамки не нужны.
-Что для вас бизнес? Если бы сейчас знали с чем предстоит столкнуться, затеялись бы?
Руслан: «Бизнес для нас – это жизнь. Он занимает всё время. Это то, чем ты занимаешься каждый день и даже не с 9 до 18. В том числе это и средства для существования, отсутствие рамок и границ.
С другой стороны, «свободного времени» уже нет. Ты погружаешься в эту атмосферу и начинаешь думать, где ещё можно применить идею кооператива, какие сложности, какие ниши.
Олег: «Свой бизнес – это ты сам, относиться к нему как к работе неправильно, с точки зрения философии. Я и бизнес — уже неотделимые вещи. Если что-то поменять, то уже не оказаться там, где находишься сейчас, поэтому я бы не стал ничего исправлять.»
В одном мы согласны точно: главное в бизнесе — желание и люди, которые воплощают в жизнь и двигают идеи вперёд.
Идеалы или деньги? При чем тут Советский Союз?
-Ваше дело это, прежде всего, идеология или заработок?
-На первом месте — идеология. Если зацикливаться на деньгах, то их хочется вернуть как можно скорее. Когда стоит такой приоритет и дело не приносит средств 4-5 месяцев, то, пожалуй, его лучше свернуть. Мы настолько прониклись кооперацией, загорелись идеей, что сейчас это однозначно больше идеология.
-Говорят, что кооперация – это отголосок Советского Союза. Как вы боретесь с неосведомлённостью и предрассудками?
-Это уже не та кооперация, как в Советском Союзе, поэтому мы не боремся с предрассудками, мы переложили кооперацию на реалии сегодняшнего дня — на потребности предпринимателя и потребителя, исходя из закона 1992 года о потребительской кооперации.
Мы делаем так, чтобы было удобно и выгодно всем сторонам взаимодействия, иными словами – подходим к кооперации с позиции потребностей сегодняшнего дня, отбрасывая это слово, а именно «кооперация» несёт багаж советского непринятия и лёгкого негатива – ты получаешь блага.
Суверенитет и самодостаточность – нет налогов и проверок
-Какая система налогообложения применяется?
-Деятельность кооперации не облагается налогами.
-Какие взаимоотношения с проверяющими органами, кто и как часто проверяет?
-Потребительский кооператив – это некоммерческая организация, её деятельность не проверяют. Это самостоятельная организация, на которую не влияют государственные органы. Иногда нам ставят палки в колёса, поэтому мы вынуждены судиться с государственными органами. Суды мы выигрываем.
Большие планы на всемирную сет
-Интернет и бизнес. Как совмещаете?
-Роль интернета велика, но мы пока этот канал не используем. Ещё разрабатываем новый сайт, создаем мобильное приложение для удобного контроля средств на счёте в кооперативе для физических и юридических лиц.
Еще хотим добавить расчёты в интернет-магазинах с лицевого счёта пайщика в кооперативе. Как только мы будем готовы технически, сразу выйдем и начнём охватывать рынок.
Кризис скорректировал спрос
-Есть сложности для бизнеса в текущих рыночных условиях?
-Когда мы начинали воплощать эту идею, то проводили тест-срез на фокус группе. Тогда предпринимательскому сообществу это не было интересно. 3 года назад бизнес не ощущал серьёзных проблем. Все уже создали определённую систему, привыкли по ней работать в рамках общих правил Налогового и других кодексов.
В тот момент идея не выстрелила так хорошо. Сейчас экономический климат изменился, и предприниматели задумались. Теперь ты либо закрываешь свой магазин, либо начинаешь иначе мыслить и искать новые пути.
-Какой совет дадите начинающим предпринимателям?
-Начинающим предпринимателям посоветовали бы обратить внимание на кооперацию и возможность использовать её в своём бизнесе, так как она открывает новые возможности для развития бизнеса даже в самых тяжелых условиях.