Пункт приема молока в новоторъяльской деревне Шуйбеляк (Марий Эл) помогает сельчанам без лишних проблем зарабатывать деньги на личном подворье. https://www.marpravda.ru

 

 

У немалого числа сельских жителей семейный бюджет складывается, в том числе, из «молочных» денег. Несмотря на то, что некоторые из них со скотиной раздружились, все-таки деревенские, пусть и поредевшие, стада не исчезли. Есть семьи, которые держат и по несколько буренок.

 

 

Самим столько молока, разумеется, не нужно, смысл в том, чтобы излишки продать и заработать денежку, желательно крупную. Другое дело, как крестьянину выйти на рынок, найти покупателя, ведь платежеспособный спрос в своей деревне, мягко говоря, невелик.

 

Шуйбеляк — молочная столица

 

 

Интересным в этом смысле является новоторъяльский опыт – речь идет о пункте приема молока, который действует в деревне Шуйбеляк. Находится он в одном из помещений здешней молочно-товарной фермы. Сюда в огромные цистерны из нержавеющей стали свозится молоко колхоза «Первое мая», сюда же сдают свою продукцию многие фермеры не только Новоторъяльского, но и соседнего Советского района Марий Эл, а также владельцы подворий.

 

 

Изначально в 2010 году здесь была создана лаборатория для исследования качества колхозного молока. В то время, рассказывает руководитель хозяйства, депутат Государственного Собрания Марий Эл Аркадий Новиков, на этот счет были разногласия с перерабатывающими заводами, куда предприятие отправляло продукцию. Колхоз никак не мог отстоять свою позицию, поскольку на руках у него не было козырей – официальных лабораторных исследований. И это влетало в копеечку, ведь уменьшение содержания белка, жирности — это минус в закупочной цене.

 

 

В конце концов, решено было создать собственный «исследовательский центр», и с тех пор все молоко перед отправкой на завод проходит проверку в собственной лаборатории, руководителем которой является опытный и знающий специалист Людмила Жеребцова.

 

Не пропустить «ложку дегтя»

 

 

Тут со своей продукцией в Шуйбеляк стали проситься занимающиеся животноводством окрестные фермеры. Одно дело — везти молоко к черту на кулички, что стоит немалых денег, другое – реализовать его в двух шагах от дома. Пришлось колхозу взять фермеров под свое крыло — не чужие ж. Кстати, у некоторых достаточно серьезные объемы.

 

 

Конечно, связываться с чужой продукцией — достаточно рискованное дело: кто знает, какую проблему привезет фермер в своей бочке. Это может быть и повышенная кислотность – далеко не у каждого мелкого молочника есть нормальный охладитель. Как показывает опыт, встречаются и так называемые механические примеси, попросту говоря, грязь – не везде на фермах идеальная чистота.

Ad 3
Advertisements

 

 

А ведь все это молоко сливается в один общий котел, за который перед покупателями, в конечном счете, отвечает уже колхоз. Кстати, каждый день на сборный пункт поступает 6-7 тонн стороннего молока плюс порядка 33 тонн собственного. В этой ситуации капля дегтя может испортить бочку меда. Поэтому лаборатория — это как «пограничный контроль», который не должен пропустить «брак».

 

 

Для этого существуют экспресс-тесты, которые позволяют очень оперативно «поймать» проблему, если таковая имеется. О тонне продукции всю подноготную расскажет 250-граммовая бутылочка молока, которую хозяйка лаборатории берет для исследования. Если дело совсем уж плохо, дают от ворот поворот. Если ситуация поправимая, молоко принимают и доводят до ума, например, фильтруют, охлаждают.

 

Про личную буренку не забыли

 

 

Вслед за фермерами наводить мосты в Шуйбеляк начало и население. Владельцы личных подворий — это самая уязвимая в смысле реализации продукции категория. Если в деревню не заезжает заготовитель, то у людей пропадает смысл держать коров — все равно молоко девать некуда. Частники, бизнесом которых является закуп молока, есть и в Новоторъяльском районе Марий Эл, но владельцы подворий предпочитают работать с колхозом, потому что он дает более выгодную цену.

 

 

Сегодня «Первое мая» занимается сбором молока в 17 деревнях района (больше двух сотен подворий). Каждый день в рейс выходят два молоковоза, но этого мало, и охватить все селения, которые хотят работать с хозяйством, оно пока не в состоянии. Нужно покупать дополнительную технику.

 

 

Больше всего народ дружит со скотом как раз во владениях сельхозпредприятия, потому что здесь самые дешевые корма, например, своим рабочим зерно в колхозе отпускают всего по 2,5 рубля за килограмм. Это в четыре раза дешевле, чем на рынке, и при таких ценах на фураж грех держать хлев пустым.

 

 

А крепкие сельхозпредприятия есть практически в каждом районе республики, и они, организовав подобные приемные пункты, вполне могли бы стать центрами притяжения для подворий и фермеров.

 

 

Дмитрий Шахтарин.

Loading