Чухраи – деревня, расположенная в 100 км от Брянска и в 446 км от Москвы, в глухом уголке заповедного леса, на длинном песчаном холме среди болотистой поймы реки Неруссы. Во время Великой Отечественной войны она была центром партизанского движения и, возможно, именно в этой деревне впервые прозвучала песня «Шумел сурово брянский лес» — гимн Брянской области.

Эта деревня упоминается в документах Генерального межевания 1781 года, тогда она называлась деревней Чухраевкой. Согласно документам, принадлежала деревня графу Петру Борисовичу Шереметьеву, которому крестьяне «…на оброке платят в год по два рубля». Внешний мир вспоминал о деревушке, когда надо было получить с мужиков налоги, солдат для войны, голоса для выборов.

 

Перед Великой Отечественной войной в Чухраях был свой колхоз «Наш путь», молодежь работала на лесозаготовках. В соседнюю, за семь километров, деревню Смелиж была отличная дорога. По которой лошадьми и волами вывозили лес через настеленные бревенчатые гати.

Дела давно прошедших дней, но деревня в те времена была небедной и славилась умельцами по производству саней, бочек, колес для телег.

Умельцы сегодня кое-какие еще живы, но сил у них мало осталось. Деревня давно обезлюдела. Пугающе выглядят «мертвые» дома с занавесочками на пустых окнах. Через которые видно кладбище на холме, уставленное большими грубыми крестами.

В настоящее время на одной-единственной улице живет всего 15 человек в домах, заросших сиренью и черемухой. Одни по фамилии Болохоновы, другие — Пресняковы. Говорят, что Болохоновы род ведут от монаха, служившего в монастыре Иоанна Предтечи. Монах все время ходил в балахоне, и, наверное, не слишком строго выполнял обет безбрачия.

Немногочисленные сельчане знают друг друга исключительно по прозвищам: Кудленок, Лепень, Калиненок, Пожилой. Вообще-то самый молодой и удалый в деревне — дед Василий…Сколько ему лет? Сам не помнит, вроде за пятьдесят. Зачем следить за временем? Если приходит дед к колодцу за водой — значит, пять часов вечера уже есть.

Живут чухраинцы в одинаковых домиках: две комнатки, печь одинаковой конструкции (видимо, клал один печник), деревянный крашеный диван. Если крыша крыта шифером  —  это признак благополучия. Если кто-то решил «выделиться» и соорудить нечто особенное, то это — позор!

Однажды директор заповедника «Брянский лес» Игорь Шпиленок купил в деревне дом и решил его отремонтировать. Его тогда строго осудили всем миром, но об этом- чуть позже….

У местных жителей в почете — натуральное хозяйство: держат поросей и кур, да и то немного – только чтобы прокормиться. Удивительно, но жители прекрасно чувствуют себя без магазина и считают, что так деньги целее. Им достаточно того, что в хозяйстве есть. А пару раз в год приезжает машина с крупой, мукой, сахаром и солью. Вот тогда-то и тратятся припасенные пенсии. Из купленной муки потом пекут очень вкусный хлеб.

Однажды в деревню нагрянули иностранцы (захотели, видать,  местной экзотики). Их надежды полностью оправдались: печки с лежаками, отсутствие каких-либо удобств. Туристов особенно поразило, что люди моются в бочке, подогреваемой камнями.

 Спрашивают:

— В одной воде?

— Ну да. Сначала хозяин, потом жена.

Конечно, вопрос о наличии автомобиля показался особенно глупым. Даже если бы были деньги, то никуда отсюда на ней не уедешь — дороги-то нету!

А вот какие невероятные истории тут происходят. Особенно «по-пьяни» с некоторыми жителями:

Ведьмы в деревне Чухраи

Жил легендарный мужик в деревне — Шамарной. Он здорово пил, причем до белой горячки и часто видел ведьм. Протрезвев, он помнил увиденное и был уверен, что так все происходило с ним наяву.

Однажды принял он особенно крепко и залез на печку. «Снизу ведьма скребется, зараза такая». Разозлился Шамарной, стал камни из печи выдергивать пока всю не разобрал, а потом в исподнем и босиком тридцать километров до Трубчевска к кумовьям по снегу пробежал (гнался за ведьмой). У кума его снова стала донимать противная ведьма, и разобрал Шамарной и эту печку. Это немного  разозлило кума, поэтому  он его выгнал…

Следующий кум Шамарного в дом не пустил. Шамарной продолжал буйствовать и колом побил все окна в домах сельчан. Добрался даже до милиции, чем сильно испугал дежурного. Рассказывают, что тот со страху в КПЗ заперся. Только 6 человек в форме смогли обуздать мужика. Потом его долго лечили…С тех пор он ни-ни, но ругается по-прежнему, причем отборным матом.

Слухи про ведьм до сих пор ходят. Говорят, в деревне нет-нет, да и произойдет что-то неладное.

Ad 3
Advertisements

Лора из Колорадо

На фоне бедных деревянных деревенских домов выделяется справный двухэтажный кирпичный дом, в котором уже более 10 лет живут необычные поселенцы – американка Лора Уильямс и ее муж, фотограф-натуралист и основатель заповедника «Брянский лес» Игорь Шпиленок. Причем 10 лет они жили в деревянной развалюхе, как и все, с сомнительными удобствами на улице.

Что же заставило американку бросить сытую городскую жизнь в Америке и переехать в заброшенную вымирающую деревню Чухраи, затерянную среди комариных болот?

В 1991-м Лора работала в исследовательском институте в Вашингтоне, занимающимся охраной окружающей среды. А в 1993 году поехала по программе интенсивной языковой практики в Ленинград — чудная 23-летняя девочка с наивными идеями о защите окружающей среды. Тогда в нашей стране был кризис, и в Москве иностранцев не сильно привечали, да и они туда и не особо стремились.

Лора все-таки начала работать в Москве в представительстве по охране редких животных. Однажды к ним в офис приехал директор «Брянского леса» Игорь Шпиленок. Лора влюбилась в этого высокого красивого мужчину… «У нас были низкие потолки и мне показалось, что он едва ли не подпирает их», — вспоминает Лора.

Игорь привез заявку на создание центра экологического просвещения для населения. На создание экоцентра в «Брянском лесу» дали добро, а возглавить его Шпиленок предложил Лоре. Не было у него особой надежды, что американская красавица поедет с ним в глухомань.Но Лора согласится переехать.

Приехав в Чухраи на старой «шестерке» с кошкой и цветком алоэ, она поняла, на что пошла: нет водопровода и даже телефона, туалет  на улице. Лора унынию не поддалась, а решила, что вокруг –экзотика. Стала жить и слушать шорох леса на окном…

Сельчане американку приняли настороженно и говорили, что раз она из Колодаро, значит, завезла в деревню колорадского жука… Конечно, это была шутка, но доверие местных к ней действительно пришло не сразу.

Позже они с Игорем поженились и у счастливой пары появились дети: «аист подарил» двух мальчиков – Андрея и Макара. «Вот так – приехала по работе, а осталась по любви», — говорит Лора спустя 20 лет…

Постепенно супруга обзавелись настоящим домашним хозяйством — козы, куры и кони. Скучать им некогда — каждый день расписан по минутам. Потом построили двухэтажный дом. Строил Игорь почти в одиночку.  Лора с тех пор зовет его «мастер фундаментальных наук», так как ему очень долго пришлось рассчитывать и возводить фундамент (болотистая почва не позволяла строить, как попало).

Лора ведет блог в интернете, и вот как она описывает свой день:

«…В будние дни помогаю детям собраться в школу. Она находится в 15 километрах от нас по лесной дороге, поэтому нужно выезжать в 8.30 утра. Соответственно, я встаю в 7.30. Кормлю толпу голодных домашних (а затем и уличных) животных… Топлю печку, готовлю завтрак — обычно это яичница, сырники или оладушки. Когда мужа нет, балую детей типичными американскими блюдами, такими, как домашняя пицца или такос (они и быстрые и вкусные). Когда он дома, готовлю борщ, мясо с картошкой, курицу, салаты… Земля уже мягкая, я решила проредить старую клубнику и пересадить на новые грядки….»

А это — о работе:

— «…Теперь весь дом – мой! Пью чай, закидываю стирку в машинку, проверяю электронную почту и сообщения в блоге. Сегодня еще надо закончить статью о диких тюльпанах в Калмыкии для американского журнала. Писательское кресло зовет! Пишу и на английском, и на русском языке. Такова моя судьба»

Несмотря на все трудности, «нерусь» (так в шутку ее кличет муж) Лора считает брянскую деревню своим домом и верит, что будущее у у деревни есть. «Просто его нужно строить самому».

Музей

В 2014 году в Чухраях открыт музей писателя, поэта и философа Даниила Андреева – человека с тяжелой трагической судьбой, но исключительно талантливого. Его перу принадлежит «Роза мира», религиозно-философское произведение, основанное на мистических озарениях во Владимирской тюрьме и законченное в октябре 1958. Книга длительное время распространялась в «самиздате», впервые была опубликована в 1991 году. Некоторые считают это произведение одним из самых фантастических и неожиданных произведений в русской философии и литературе.

Удивительно, что, независимо от Андреева, сходный мир описал Уильям Блейк в «Браке небес и ада»… Такое представление, что писатели, независимо друг от друга, получили некие прозрения относительно другого аспекта «реальности», лежащей далеко за пределами известного нам материального мира.

Возможно, к написанию «Розы мира» Даниила Андреева вдохновили озарения, полученные от путешествий по окрестностям Чухраи, где он мог часами ходить вдоль маленьких речек босиком, ночуя в одиночестве под сенью лесов.

Марина Тен.

Фото — из газеты «Комсомольская правда».

 

 

 

Loading