Вспоминая свою деревню 60-70-ых годов, никак не могу представить её без шабашников, которые, появляясь внезапно, словно ниоткуда, наполняли размеренную деревенскую атмосферу особым колоритом, шумом и суетой, ощущением предстоящих грандиозных перемен… Источник: https://zen.yandex.ru/media/moyaderevnya/shabashniki-v-derevne-chast-1-kak-eto-bylo-v-sssr-5e7e4bb5af00697c4d2106d3

 

 

Поскольку усилий немногочисленных местных плотников оказывалось недостаточно, руководство колхоза (а позднее- и совхоза) время от времени (особенно, когда предстоял значительный объём строительных работ) вынуждено было нанимать таковых на стороне.

 

 

Благо, возможности и права (в части расходования наличных средств на это) у колхозов и совхозов имелись. Вот и заключали они договора на строительство некоторых хозяйственных и социальных объектов с временными трудовыми коллективами (бригадами) в лице т.н.шабашников, производя оплату за выполненные работы тут же наличными и на месте. Как говорится, «не отходя от кассы». А это было для тех основной мотивацией…

 

 

Из Википедии:

Шаб́ашка- сложившийся в СССР вид сезонного (временного) промысла. В более широком смысле — любой временный, случайный, неофициальный заработок или работа.

 

 

Отношение самих деревенских жителей к шабашникам было самое разное. Некоторые, даже не зная о денежных условиях заключённой с ними сделки, откровенно завидовали их будущему заработку: «Ну вот, опять рвачи прилетели!». Большинство же реагировало на их появление спокойно, с любопытством изо дня в день наблюдая за результатами их труда и всё более утверждаясь в крамольной мысли: «А нашим-то мужикам слабо вот так работать!»

 

 

К тому же, те не причиняли деревенским беспокойства: ни пьянок, ни скандалов в их среде не наблюдалось, более того — они лишний раз старались не появляться на деревенской улице. Да и выгода от них имелась- те покупали у местных жителей молоко, творог, сметану, мясо и свежие овощи с огорода…

 

 

Конечно, в официальных документах это явление старались замалчивать, а в СМИ — подвергать всяческой обструкции, поскольку оно претило идеологии советского государства (ну как же- «левый», неконтролируемый заработок!). Но в обиходе оно стало настолько привычным, что употреблялось уже без кавычек.

 

 

И, хотя формально шабашка, как одна из форм неофициального заработка, была в СССР вроде бы запрещена, но по большому счёту вся борьба с этим явлением велась лишь на бумаге. Поскольку шабашники были выгодны государству- с их помощью решались многие задачи, выполнение которых иным способом зачастую было просто невозможно. В этом случае известный антишабашный лозунг «На земле должны строить те, кто на ней живёт и работает», не срабатывал…

 

 

Необычность этой ситуации заключалась ещё и в том, что зачастую большую часть бригады шабашников составляли люди отнюдь не строительных специальностей, но тем не менее, обладающие определёнными навыками. Да и «качественный» состав их порой был самый разношёрстный- от асоциальных элементов (местных пьяниц и безработных) до профессионалов своего дела.

 

 

Некоторые из бригад формировались иногда в пожарном порядке по принципу «на безрыбье и рак рыба», а потому не слишком пользовались доверием у потенциальных работодателей и местного населения.

 

 

Руководители колхозов-совхозов с такими предпочитали не связываться, ориентируясь на уже проверенные делами и надёжные бригады, каковыми являлись сложившиеся бригады городских шабашников, отличавшиеся умелым внутренним управлением и жёсткой трудовой дисциплиной, члены которых обладали несколькими строительными специальностями. Их состав, как правило, оставался неизменным на протяжении ряда лет, новички попадали в бригаду крайне редко и лишь по большому блату, т.е. по рекомендациям её старожилов.

Ad 3
Advertisements

 

 

Эти своеобразные трудовые коллективы жили по своим удивительным правилам, которые выполнялись безукоснительно и были неприемлемы для обычных строительных бригад такого рода.

 

 

Обычно подряжались эти бригады на шабашку летом, в сезон отпусков, когда их участники были свободны на основном месте своей работы. Если по договору с колхозом предстояло выполнить значительный объём работ и в течение отпуска это было невыполнимо, большинство из участников бригады старались накопить на этот период отпуска за два-три года.

 

 

Тем более, в цивилизованных бригадах все шабашки планировались на два-три года вперёд, и к этому периоду большинство из участников уже имели несколько неотгуленных отпусков. За месяц-полтора подрядившаяся бригада обычно успевала выполнить весь объём оговорённых работ, и каждый из её участников получал на руки сумму, составляющую несколько месячных зарплат на основной работе.

 

 

Почему руководители колхозов и совхозов предпочитали заманивать к себе шабашников, а не пользовались услугами специализированных государственных строительных организаций или своих плотницких бригад? Ответ прост: те строили качественнее и (это самое главное!) быстрее. А это позволяло району выполнить и перевыполнить план по капитальному строительству со всеми вытекающими из этого последствиями для местного руководства (в виде наград, премий и т.п.).

 

 

Вот потому-то правления всячески старались поддерживать шабашников, выделяя им необходимую технику и стройматериалы, создавая комфортные условия для труда. В итоге никто не оказывался обделён: государство получало вовремя сданные объекты, местные руководители- награды и премии, а шабашники- свои заработанные (и немалые, замечу!) деньги. Такая форма взаимоотношений всех устраивала…

 

 

По свидетельству деревенских старожилов, практически все колхозные хозяйственные постройки (скотный двор, конюшня, телятники, картофелехранилища, склады и т.п.) в довоенное и послевоенное время были возведены шабашниками. В округе такие бригады (их было 3-4) были всем известны, и были они достаточно востребованы не только на колхозном строительстве, но и на личных подворьях.

В частности, после крупного деревенского пожара в 1951 году, когда сгорело 14 домов, восстановление деревни было бы невозможным без их участия.

 

 

К слову сказать, если местные жители и шабашили в свободную минуту, то только недалеко от своего дома- огромное личное хозяйство не позволяло рассчитывать на большее.

 

 

Правда, в деревне это называлось «калымить». Обычно собиралось несколько мужиков в выходной день и шли возводить кому-нибудь баню или переложить двор. Работа шла неспешно и занимала порой несколько месяцев.

 

 

Особо больших денег при этом с хозяина не брали (в деревнях это не принято)- тот рассчитывался преимущественно натуральным продуктом со своего подворья (мясом, например) или же хорошим застольем.

 

 

Всегда находился «калым» и для местных пьяниц и безработных, пределом мечтаний которых была бутылка водки или заработанная «трёшка». Что-то серьёзное им не доверяли, а вот мелкий ремонт хозяйственных построек — был в самый раз…

Loading