Деревня Яковлево Свердловского района Орловщины — настоящая глубинка, со всеми вытекающими. Как и многие сельские населенные пункты Яковлево потихоньку пустеет: кто-то перебирается в районные центры, другие едут в Орел, Москву. Молодежи делать здесь нечего, а старики потихоньку доживают свое.  Источник: https://www.orel.kp.ru

 

 

Здесь, всего за 40 километров от Орла и 400 от Москвы, жизнь идет совсем иначе. Но у людей остаются все те же потребности: взрослое поколение нуждается в работе, а юное — в образовании. В Яковлево все еще жива общеобразовательная школа – оптимизация, из-за которой многие учебные учреждения отдаленных деревень навсегда закрыли свои двери, до нее пока не добралась.

 

 

Именно сюда и приехала преподавать молодая бизнес-вумен Рита Кузнецова. Оставив в Орле свой небольшой, но успешный семейный бизнес, девушка не смогла остаться равнодушной к сельским ребятам. Молодой педагог рассказала «Комсомолке» как отважилась на такой шаг и почему ее привлекает жизнь в деревне.

 

БАБУШКА ВМЕСТО НАВИГАТОРА

 

 

Добраться до Яковлево можно на электричке или личным транспортом. Автобусы приезжают в село только в ярмарочные дни.

 

К счастью, нам повезло и трястись в общественном транспорте, а затем идти от станции пару километров нам не пришлось. Навигатор в такси уверенно указал маршрут и мы отправились в дорогу. Городской пейзаж с многоэтажками быстро скрылся из виду, радио бормотало тише, пока и вовсе не зашипело.

 

 

— Цивилизация закончилась, — подметил таксист и выключил магнитолу.

 

 

Начал барахлить и навигатор, искать школу через мобильный интернет оказалось бесполезной идеей: он здесь просто не работает.

 

 

Сделав пару кругов и заехав в тупик, мы остановились на обочине.

— Ну что, куда дальше? – спросил наш водитель и вопросительно посмотрел на нас, а мы в поисках ответа – в окна. Маленькая худенькая старушка в черной курточке и платочке медленно шла по обочине в сторону церкви.

 

— Здравствуйте, вы не подскажите, как нам до школы добраться?

— А вы поезжайте прямо до развилки, а потом налево и вверх, а там не заблудитесь.

Помахав рукой в нужное нам направление, бабушка неспешно продолжила свой путь.

 

 

СКРИПУЧИЕ ПОЛОВИЦЫ

 

 

Калитка открыта, узкая заасфальтированная тропинка петляет между деревьев. Двухэтажное здание школы утопает в них и неожиданно вырастает только перед самым входом. Детей во дворе нет. Непривычно тихо.

 

Вскоре нас приглашают в здание,  мы оказываемся непривычно большими для него: невысокие потолки, маленькие коридорчики. И узкая высокая лесенка, на которой, чтобы разминуться с попутчиком, нужно прислониться к стене. А главное, давно забытый скрип половиц. Словно оказался в старинном музее.

 

 

На пороге нас встречает директор школы Наталья Новикова:

— Здравствуйте, вы к нашей Маргарите Сергеевне? А у нее сейчас урок идет на втором этаже. Хотите, я вам пока небольшую экскурсию проведу?

 

 

И мы отправляемся в путешествие по школьным закоулкам, а заодно узнаем от Натальи Юрьевны о положении дел в школе. Как оказалось, в ней учатся ребята с первого по девятый класс. Сейчас их всего 39 человек, в среднем по 4 человека в классе. Первоклашек же в этом году всего двое. Трудно удержаться и не спросить, а как же оптимизация?

 

 

— У нас в районе школы на селе пока сохраняют и о закрытии речь не идет, — коротко поясняет директор и распахивает перед нами дверь в школьный музей.

 

 

Черно-белые снимки учеников, фотохроника посещений села детской поэтессой Еленой Благининой (которая, кстати, здесь родилась и выросла). Детские поделки и собранные учителями предметы крестьянского быта аккуратно теснятся на столах вдоль стен, объединяя сразу несколько эпох из жизни Яковлево.

 

 

— По архивным данным, наша школа была открыта в 1900-м году. Сначала она была церковно-приходской и работала в церковной сторожке. После войны в селе начали строить новое здание, и вот с середины 50-х мы обосновались на этом месте, на территории бывшей помещичьей усадьбы, — вводит нас в курс дела Наталья Юрьевна.

 

Только вот сама барская усадьба не сохранилась, так же, как и двухэтажная больница и колхоз. Первая сгинула еще в советские времена, а остальные не пережили лихих 90-х.

 

 

Звенит звонок. Коридор заполняется детскими голосами, на встречу к нам уже спешит самая юная в школе учительница Маргарита Кузнецова.

 

 

ИЗ КОФЕЙНИ К ШКОЛЬНОЙ ДОСКЕ

 

 

Сложно поверить, что человек может добровольно отправиться работать и жить в деревню, когда из нее почти все, наоборот, стремятся уехать. Особенно, если в городе уже налажен размеренный образ жизни и свой бизнес.

 

 

Чтобы стать учителем и полностью посвятить себя детям, Рита  оставила управление семейной сыроварней-кофейней. И бывшая бизнес-вумен об этом вовсе не сожалеет.

— Желание попробовать себя в роли педагога было всегда, — признается девушка.

 

 

Даже когда поступала в университет, Рита выбирала между журналистикой и педагогикой. После долгих колебаний выбор все же пал на первое направление, и девушка стала дипломированным журналистом. Правда, судьба вновь распорядилась по-своему: Рита вместе с мужем открыли свою городскую кофейню.

 

Тогда ей пришлось самой  встать за барную стойку. Время шло, семейное дело продолжало развиваться, но мысли об учительстве не оставляли. Второе образование, уже педагогическое, Рита получала целенаправленно.

 

 

Правда, о том, что вскоре окажется перед школьной доской и учениками в десятках километров от Орла, она даже не думала. Все решил случай. Однажды, когда Рита ехала в кофейню проверять дела, ей позвонили и предложили работу в сельской школе. Дальше события развивались стремительно.

Ad 3
Advertisements

 

 

ПРОФЕССИЯ-ПРИЗВАНИЕ

 

 

Затем был семейный совет. Как быть? Продолжить помогать любимому супругу в кофейне или заняться тем, к чему зовет сердце? Женские сомнения и страхи по-мужски развеял муж Риты.

 

 

Он поддержал жену и убедил, что ей нужна самореализация, а за барной стойкой она просто зачахнет. Взяв все в свои руки, супруг начал помогать Рите осваиваться на новом месте. Даже первые шаги в сельской школе они сделали вместе: приехали, познакомились с коллективом и поняли, с этим местом судьба их свяжет надолго.

 

 

— Когда мы стали обсуждать с супругом вопрос с работой, он сам, первый, настоял, чтобы я устроилась в школу. Мы оба убеждены, что есть профессии-призвания. Для супруга – это наше маленькое дело, а для меня – работа с детьми, — признается Рита.

 

 

ИСТОРИЯ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

 

 

Как оказалось, с Яковлево судьба Маргариту связала еще задолго до рождения.

 

 

Мама Маргариты (кстати, тоже учитель) еще будучи совсем юной девчонкой, выпускницей педагогического колледжа попала в это село по распределению. Здесь красавица и приглянулась старшекласснику, влюбившемуся в новую учительницу с первого взгляда. Но ни объяснений в любви, ни тайных записочек не было. Свои чувства парень скрывал.

 

 

Хотя между педагогом и учеником всего два года разницы в возрасте, но близкие отношения были в те времена табу. Вскоре молодой человек ушел служить в армию, а мама Риты осталась работать в школе в Яковлево. Но когда парень вернулся, он уже ни на минуту не оставлял свою любимую. Вскоре в семье появились дети, сынишка и дочка. Даже в месте рождения у Риты значится Яковлево, возможно судьба сама возвращает ее к родным корням.

 

 

Когда дети немного подросли, семья переехала в районный центр Змиевку, в Яковлево же остались многочисленные друзья и родные.

 

 

— Когда иду по коридору школы, меня охватывает какое-то дежавю. Словно я встаю на место своей мамы и прохожу ее маршрутом. Кажется, здесь каждый закоулок родной и знакомый, — говорит Рита.

 

 

В школьном музее, среди черно-белых выцветших фото, мы нашли снимок класса, в котором учился ритин папа. Так и получается, что эта школа объединила сразу несколько поколений семьи.

 

 

СЧАСТЛИВЫЕ УРОКИ

 

 

Рита проводит нас по узенькой лесенке на второй этаж школы. Мимо пролетают и ловко огибают препятствия ребята с разрумяненными лицами.

— Здравствуйте! – раздаются запыхавшиеся детские голоса.

 

Когда мы заходим в класс, то ученики 6 класса уже сидят на своих местах в окружение книжек и тетрадок. И снова протяжное «здравствуйте!».

 

 

Мы располагаемся на задней парте. Урок начинается.

Вместе с Маргаритой Сергеевной ребята приступают к изучению диалектов русского языка и наперебой начинают вспоминать всевозможные бабушкины словечки и выражения.

 

 

Ребята так увлечены, что мы, неожиданные гости, для них уже не представляем никакого интереса. Все их внимание приковано к молодой учительнице русского языка и литературы. Она ловко переключает их внимание от вопроса к вопросу. Ученики шуршат тетрадными листами, старательно выводят что-то…

 

 

— Удивительные они все-таки. Хотя это мой первый  педагогический опыт, но, мне кажется, они не такие, как в городе. Более общительные и открытые, — признается Маргарита, когда ребята убегают на перемену.

 

 

Конечно, и здесь есть свои отличники и двоечники. Но, по словам девушки, и те и другие относятся к ней уважительно.

 

 

Подтверждает это и высокая оценка директора школы. Наталья Юрьевна рассказала нам, что уже через пару недель работы Маргариты, она встретила одну из мам своих учеников и та поделилась с ней впечатлениями своего ребенка.

— Мам, с Маргаритой Сергеевной так интересно! А нам столько всего рассказывает. Мне уроки с ней очень нравятся! – признался мальчик.

 

 

ДОМИК В ДЕРЕВНЕ

 

 

В роли учительницы Рита уже несколько месяцев. Коллеги приняли ее, как родную, а ученики сразу признали за ней старшинство. Единственная сложность: приходится жить на несколько домов.

 

Да и добираться до школы не просто. Помогает муж, подвозит, по возможности забирает после работы. Как признается Маргарита, они все чаще задумываются о том, чтобы перебраться в Яковлево насовсем.

— Сейчас мы думаем о том, как жить дальше. На самом деле нас привлекает жизнь в деревне, несмотря на то, что мы городские жители. Для нас настал очень важный период времени, когда мы решаем, где остаться – здесь или в Орле, — говорит девушка.

 

 

По мнению семьи, списывать деревню со счетов еще рано. Здешняя атмосфера привлекает их тишиной, спокойствием и особым отношением людей к миру.

 

 

Сельские жители живут по своим сложившимся традициям и обычаям, ведут хозяйство, занимаются огородами, в хорошую летнюю погоду ходят купаться и рыбачить на озеро. Время здесь будто остановилось.

 

 

Одно плохо: работать тут, кроме как в школе, негде.

 

 

Автор: Наталья Меркулова.

Loading