Холуй — это небольшое историческое русское село, где живет 700 жителей. Холуйцы зарабатывают работой по шкатулкам, игрушкам, резьбой по дереву и росписью храмов по всей стране.

Село, где есть и история, и деньги. Народные промыслы заказывают государственные органы и министерства в качестве подарков иностранцам. Село отсылает свою продукцию в сувенирные магазины всей страны.

Если Иваново когда-то было пригородом Шуи, то Южа была пригородом Холуя — в этом селе располагалась вотчина князя Пожарского. Отсюда его призвали в Нижний Новгород командовать ополчением.

Само же село известно с начала XVI века. Хо́луем на Руси называлась плетёная из ивняка запруда для ловли рыбы (сетка), с помощью таких сеток перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение названо бежавшими от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе».

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «…у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы».

В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции.

«Холуй-посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицына, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имевших земли.

Ad 3
Advertisements

Холуй славился своими базарами и ярмарками, но наибольшую известность получил за счет росписи икон и шкатулок. Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

В советское время иконопись была вытеснена из Холуя и заменена лаковыми миниатюрами. Сейчас все снова восстанавливается.

Собственно, сказочные мотивы и являются основой холуйского рисунка. Этим делом здесь заняты до трети жителей. Они рисуют и продают предметы народного промысла здесь же, в небольших лавках и большом доме-музее.

Публикуется в сокращении. Полностью здесь: https://www.facebook.com/groups/1569908999963188/

Loading