В Архангельской области успешно объединяют сельское хозяйство и туризм. Отличный пример такого бизнеса – гостевое подворье «Фермерская слобода».

Подворье находится всего в паре километров от Архангельска. Его директор Владимир Будейкин поделился своим опытом создания необычного агротуристического дела.  Источник: http://pravdasevera.ru/economics/-gb9s6v7d

 

— Владимир Вячеславович, как к вам пришла идея заниматься фермерством?

 

Владимир Будейкин:

 

— Наверное, я в этом плане нетипичен. Все, к чему я сейчас пришел, вымучено и выстрадано накопленным жизненным опытом. Я занимался многими направлениями бизнеса, в основном все это было связано с продуктами. Мне эта тема всегда была интересна. Ведь когда человек ест то, что ты сам сделал, и говорит тебе «спасибо», это ведь непередаваемые эмоции! А когда думаешь, как человека накормить, надо задуматься, где его разместить, и вот тут уже подключается гостеприимство – и мы объединяем два направления: фермерство и туризм.

 

 

— Каково вам было начинать такое серьезное дело? Пригодился ли вам ваш опыт?

 

 

— Не скажу, что это была мечта всей жизни, но так сложилось, что на тот момент я потерпел фиаско по предыдущему бизнесу. По сути, мы остались у разбитого корыта – никаких собственных средств не было, был только опыт и желание действовать. Кроме того, общая ситуация в стране сложная, а из Архангельской области массово уезжала молодежь – ведь перспектив в регионе почти не было. Так мы думали тогда. Собирались перебраться в среднюю полосу, где было бы проще войти в новое дело, но в итоге мы решили попробовать открыть хозяйство здесь.

 

 

— Почему передумали?

 

 

— Судьба, случай, как хотите называйте. Было несколько хороших знаков, первый из которых мы получили в 2011 году. После этого депрессивного состояния, краха я понял, что этот опыт был не зря и нужно как то его использовать. Начал с того, что попробовал получить землю здесь, в области. Наверное, я был очень убедителен, потому, придя в администрацию Приморского района, я очень быстро нашел с ними общий язык. Когда я осознал, что земля досталась так быстро и просто, задумался, а может и стоит попробовать.

 

 

Первый участок нам дали недалеко от Архангельска. Это была проблемная территория, или, проще говоря, свалка. Первое время мы занимались тем, что убирали оттуда мусор. Процесс затянулся, и я снова начал сомневаться в своем выборе. И в тот момент, когда я уже был готов все бросить, с нами связались дорожники, которые начинали строить развязку на Северодвинск, и практически мы за несколько минут договорились, что они разместят свой вахтовый поселок на нашей территории, а взамен помогут нам расчистить все от мусора. Это и был второй знак, когда я окончательно понял, что этим стоит заниматься.

 

 

— Не страшно вам было начинать заниматься бизнесом, в котором вы не имели опыта?

 

 

— В первую очередь мы, конечно, рассматривали хозяйство, именно как возможность получить новый опыт. Конечно, было страшно. Ведь раньше можно было купить у кого то сырье и попробовать его переработать. А на тот момент ситуация другая была – сырьевых запасов ни у кого не было, а значит, нужно было свое хозяйство, чтобы иметь хоть какие то гарантии.

 

 

— Как нашли средства на новое хозяйство, если не получилось с предыдущим бизнесом? Брали кредит или заявлялись на гранты?

 

 

— Начинали мы абсолютно без копейки, как говорится, с Божьей помощью. На третий год мы смогли привлечь небольшой грант на полтора миллиона на развитие козьей фермы. Наше отличие от большинства других хозяйств в том, что мы подошли к этому гранту с четким пониманием, что нам нужно не просто молоко, а нужна его переработка. Поэтому мы серьезно подготовились, например, у нас уже была сыроварня.

 

 

— У вас на ферме много животных и птицы. Кого начали разводить первыми?

 

 

— Начинали с птиц – привезли птенцов различных пород, в основном это были гуси. Первые три года мы активно занимались их разведением. В этот же период занимались кроликами, и так постепенно выстроилась общая идеология нашего проекта. Мы стали прорисовывать сектора, которые относились к разным видам деятельности: птица и кролик – это мясо; территория, удобряемая появившейся органикой, – это плодоносная зона, на которой мы рассчитываем в следующем году создать садово-малиновую плантацию, а третий сектор – это «молочка».

 

 

— Ваше подворье известно отчасти благодаря вашему козьему сыру и молоку. Почему выбор пал именно на коз?

Ad 3
Advertisements

 

 

— Козы меня вдохновили потому, что мне очень понравился козий сыр. Сейчас у нас уже небольшое дойное стадо порядка 30 голов и двухлетний опыт работы с ними. В ближайшие два года мы рассчитываем увеличить эту цифру до 40. Но это только в самом подворье, по поводу коз у нас есть отдельный план, о котором пока рано говорить. Вообще, за последние два года мы достаточно неплохо погрузились в сыроделие. Я считаю, что направление это очень перспективное. Сейчас мы попробовали производить уже порядка 10 сортов сыра.

 

 

— В какой момент вы поняли, что нужно к хозяйству подключать туристическую составляющую?

 

 

— Гостевой формат мы опробовали пару лет назад. И пришли мы к этому исходя из своего опыта – за несколько лет ведения хозяйства мы поняли, что небольшие объемы производства не позволяют все это окупать. Значит, нужно как-то трансформироваться, но при этом фермерское начинание сохранить. В конце концов, все пришло к тому, что 17 января 2017 года мы попробовали принять первую группу гостей. Это был очень удачный эксперимент. В результате, за первый год нас посетило порядка 2500 человек, подавляющее большинство – школьники, что особо приятно. В том году мы этот показатель уже летом преодолели, так что идем в правильном направлении.

 

 

— Как привлекаете гостей?

 

 

— Мы активно сейчас не привлекаем новых людей, а занимаемся теми группами, которые к нам приезжают, по «сарафанному радио». Единственное, что я поддерживаю – это странички в социальных сетях, а агрессивной рекламой мы не занимаемся и не тратим на это средства.

 

 

— Как планируете развиваться? Будете открывать новые направления?

 

 

— Скоро  у нас  появится отдельное помещение для гостей, где будем проводить чаепития, рассказывать про будни фермера. А помещение, в котором сейчас все это проходит, переделаем под переработку молока. Кроме того, мы пробуем разводить рыбу в наших водоемах. В целом мы двигаемся к тому, чтобы укрепить формат гостевого подворья. В планах – строительство гостевого дома с круглосуточным проживанием. А хозяйство на нашей территории будет направлено на то, чтобы обеспечить продуктами питания наших гостей. Мы не планируем крупное производство, можно сказать, продукты будут эксклюзивными.

 

 

— То есть вы продаете молоко, сыр и мясо только своим гостям?

 

 

— Да, в этом вся задумка нашего подворья, мы и не планировали продавать нашу продукцию за пределами хозяйства. Наша главная цель – развивать свою территорию, у нас там все-таки два гектара под хозяйство, плюс два гектара сельскохозяйственных земель.

 

 

— А что предлагаете своим гостям? У вас ведь не только экскурсии по ферме?

 

 

— Активностей достаточно много. Больше всего, конечно, людей привлекают наши мастер-классы – по изготовлению сыра, например. А так, у нас очень много школьников приезжает, и не только на экскурсии, но и в походы. В один из дней в этом году мы приняли одновременно 430 человек – это была целая школа, которая прошла через нас.

 

 

— Вы позиционируете себя как социального предпринимателя?

 

 

— Вполне. Мы стараемся донести до наших гостей основы простой, натуральной жизни. Развиваем туризм на местах, а это очень важно сейчас. Ведь у нас туристическая составляющая очень востребована – внутренний туризм в России в последнее время развивается довольно активно. Кроме того, я уверен, что этот опыт можно распространить. Такого рода начинание может сработать в проблемных районах, где есть проблемы с инфраструктурой.

 

 

— Как вы считаете, может ли малый бизнес развивать территорию?

 

 

— У нас малый, можно сказать даже семейный бизнес. Деньги от гостевого формата мы направляем на развитие своего хозяйства. Я считаю, что именно подобный малый бизнес должен развивать такие сложные территории, как Архангельская область. Тем более что в крупный бизнес могут войти лишь единицы. Оставшемуся населению нужно искать себя в малом бизнесе – это то, что реально на наших территориях. Кроме того, на это не нужно много денег.

Loading