По информации Министерства сельского хозяйства Забайкальского края, жители муниципальных районов не слишком охотно идут на создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Чаще всего это происходит по той причине, что люди боятся вкладывать средства в дело, в успехе которого не уверены.


Именно поэтому сотрудники Минсельхоза проводят для муниципалов зональные совещания, в ходе которых забайкальцы должны понять, что потребительская кооперация — хороший способ продвинуть продукцию местных товаропроизводителей на рынок.

Бренд закрепили официально

В конце августа зональное совещание «Развитие сельскохозяйственной кооперации на территории муниципальных районов. Перспективы оказания государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам» состоялось в селе Акша Забайкальского края. К разговору были приглашены представители Кыринского и Ононского районов.

Прежде чем приступить к обсуждению темы, министр сельского хозяйства Забайкальского края Владимир Лоскутников вручил трем сельхозтоваропроизводителям свидетельство товарного знака «Забайкалье»: главе крестьянского (фермерского) хозяйства из Кыринского района Нине Барышевой, руководителю СПК «Акшинская усадьба» Зое Егоровой и индивидуальному предпринимателю из Дульдурги Татьяне Басовой. Министр пояснил, что правообладателем данного знака  является краевой минсельхоз. Данное право подтвердила Федеральная служба интеллектуальной собственности. Товарный знак вручается товаропроизводителям, выпускающим качественную и востребованную продукцию. Продукция становится брендовой, и ее подделка будет преследоваться по закону.

Затем Владимир Лоскутников предоставил слово начальнику отдела пищевой и перерабатывающей промышленности краевого минсельхоза Светлане Миряшевой, которая сначала поделилась своими наблюдениями.

— Я отметила для себя, что в акшинских магазинах слишком маленький ассортимент местных хлебобулочных изделий. Выпечка, овощи, колбасные изделия преимущественно завозные. Акшинского молока на прилавках мы и вовсе не нашли, в то время как владельцы личных подсобных хозяйств с утра распродают с машин свое молоко за десять минут, — сказала Светлана Миряшева. — Это говорит о том, что население ждет местную продукцию, но зачастую не может ее купить.

По словам специалиста минсельхоза, задача потребительской кооперации как раз и состоит в том, чтобы обеспечить на рынке продукции присутствие местных производителей. Кроме того, потребкооперация способствует занятости населения, поскольку объединяет усилия людей и их материальные ресурсы для совместного решения вопросов производства, заготовки, хранения и сбыта продукции.

Потребкооперация — возможность реализовать свою продукцию, а следовательно, получить за нее прибыль. По словам Светланы Миряшевой, в Улётовском районе с 2009 года работает сельскохозяйственный потребительский заготовительный кооператив «Удачный молочник», который собирает молоко у 440 заготовителей. Более 5,5 миллиона рублей прибыли направляется владельцам ЛПХ, сдающим молоко. Выходит, что в среднем каждый сдатчик получает по 12,6 тысячи рублей. Но есть среди них порядка 50 владельцев ЛПХ, которые зарабатывают таким образом более 20 тысяч рублей, десять сдатчиков имеют прибыль в 40 тысяч рублей, а трое — более ста тысяч рублей.

Получил грант — приди к результату

Государство с 2015 года оказывает потребительским кооперативам разного рода поддержку, благодаря чему новые кооперативы активно создаются и в Забайкалье. Так, за период с 2016 года в регионе открылось 20 потребительских кооперативов. 22 СПК получили грантовую поддержку в сумме более 137 миллионов рублей. На развитие материально-технической базы кооперативов государство направило 220 миллионов рублей. На средства грантов удалось приобрести более 40 единиц специализированной автомобильной техники, оборудование для производства молочной продукции, а также холодильное оборудование для производства мясных полуфабрикатов. Благодаря господдержке новые цеха по производству полуфабрикатов появились в Нерчинском, Ононском, Читинском районах.

— Развитие материально-технической базы кооперативов позволило увеличить количество заготовленного мяса с 64 тонн в 2016 году до 75 тонн в 2017 году, картофеля — с 166 до 239 тонн, овощей — с 92 до 101 тонны, молока — с 378 до 1900 тонн, полуфабрикатов — с 2,7 тонны до 57 тонн. За первое полугодие 2018 года кооперативы Забайкалья заготовили уже более 40 тонн полуфабрикатов, — сообщила Светлана Миряшева.

Ad 3
Advertisements

При этом начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности подчеркнула: собирая документы на получение государственной поддержки, сельхозтоваропроизводитель должен четко представлять себе цели, на которые он намерен направить средства гранта, и результат, который он стремится получить.

— К сожалению, в нашей практике есть примеры, когда потребительские кооперативы неэффективно использовали средства грантов. Так, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Доронинский» в 2015 году получил грант, на средства которого приобрел десятитонный охладитель и КамАЗ. Ожидалось, что «Дорониский» будет собирать молоко у владельцев местных личных подсобных хозяйств, но не нашел с ними взаимопонимания, — рассказала Светлана Миряшева. — Поэтому к мерам государственной поддержки нужно относиться серьезно.

«Минсельхоз поддержит в любом случае»

Почему все-таки муниципальные аграрии так неохотно включаются в процесс развития в крае потребительской кооперации? На этот вопрос в своем выступлении постаралась ответить глава Кыринского района Любовь Сакияева.

— В нашем районе насчитывается 23 КФХ, два сельхозкооператива, один производственный кооператив, более четырех тысяч ЛПХ и восемь индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством. В муниципалитете есть понимание того, что кооператив играет большую роль в укреплении экономического потенциала, увеличении конкурентоспособности сельхозпродукции. Однако данный вопрос по-прежнему находится лишь в стадии обсуждения, — сказала она. — Причин тому несколько. Люди с недоверием относятся ко всему новому, не имеют достаточного стартового капитала, не знакомы с положительным опытом данной деятельности. Пожалуй, одна из главных причин — неустойчивый сбыт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, сложности создают нерегулируемый рост цен на ресурсы, необходимые на производство сельхозпродукции, высокие проценты по банковским кредитам, низкие закупочные цены на товары аграриев.

Что касается проблемы сбыта, то она начала решаться в регионе. Сельхозпродукцию ждут на прилавках открывшегося в этом году в Чите торгового центра «Подсолнух», в котором действует фермерский рынок.

— Фермерский рынок занимает две тысячи квадратных метров. В нем имеются два мясных отдела, оснащенных холодильным оборудованием, рыбный отдел, отделы полуфабрикатов, хлебобулочных изделий, овощей, фруктов. Вскоре в «Подсолнухе» откроется подразделение Многофункционального центра Забайкальского края «Мои документы», а также комбинат бытовых услуг. У нас есть овощехранилище, рассчитанное на 200 тонн овощей, — рассказала заместитель директора ТРЦ «Подсолнух» Ольга Бабушкина. — Сотрудничать с нами можно разными способами: открыть свой отдел, арендовать торговый домик на ярмарках выходного дня, поставлять продукцию предпринимателям, работающим на нашей площадке.

После завершения зонального совещания министр сельского хозяйства края Владимир Лоскутников отметил в беседе с журналистами, что в крае предстоит еще много работы по развитию потребительской кооперации.

— Надеюсь, мы убедили людей в том, что ничего сложного в создании кооперативов нет, любой желающий, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, может развиваться в этом направлении, ведь министерство в любом случае окажет ему поддержку, — заверил глава ведомства. — На мой взгляд, зональное совещание пошло на пользу — у представителей районов загорелись глаза, что очень важно. Люди должны понять, что в каждом КФХ мы не сможем поставить перерабатывающий цех, только объединившись в кооперитвы, сельхозтоваропроизводители смогут наладить реализацию своей продукции.

http://забрабочий.рф

Loading