Николай Николаевич Неплюев (1851 —1908) родился в семье предводителя дворянства города Чернигова.

 

 

Николай Неплюев был глубоко верующим православным христианином. Он окончил Петербургский университет, служил в российском посольстве в Германии.  Но, будучи  человеком совестливым и деятельным, он много думал о том, как вывести из бедности российский народ. И пришел к выводу, что сами  помещики должны помочь крестьянам преодолеть бедность. А чтобы показать. как это должно быть на практике — отказался от карьеры дипломата, вернулся домой, окончил ныне Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и «пошел в народ».

 

 

В  1881 году  в тридцатилетнем возрасте Николай Неплюев открывает детский приют и сам занимается с сиротами. Отец удивлён и разгневан – сын отказывается от престижной службы, от  заграницы, и все   ради каких-то сопливых крестьянских детей! Но Николай непреклонен, он добивается от отца выделения  законной доли наследства, а,  получив ее, организует в своем селе Воздвиженск, мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения. Нанимает  учителей, приобретает лучшие сорта растений, породистый скот и новейшие для  того времени сельхозмашины. Всё на собственные деньги. Вскоре Неплюев открывает такую же школу для девушек.

 

 

В этих школах  каждый класс выбирал себе старшину, периодически проводились воспитательные собрания – круги. Журналист Аркадий Тюменев писал — «В кругу не называют проступков, а разъясняют их дурную сторону. Таким образом, круг-собрание является, выражаясь словами Иоанна Златоуста, «не судилищем, а врачебницей, где не истязают, а дают прощение в грехах».

 

 

Неплюев обязательно спрашивал классы: «довольны  ли они своими старшими. А старшин – довольны ли они своими классами».

 

 

При приёме в школу Неплюев руководствовался своим убеждением , что  «ум гораздо менее значит, нежели сердце».

 

 

К каждому поступающему в школу прикреплялся наставник из старших классов, он опекал  новичка и помогал ему в учебе.  Наказаний не было, но если новичок явно не вписывался в школьную систему и оказывал дурное влияние на других учеников, то  проводилось собрание, на котором его исключали. «Мы исчерпываем все средства и затем глубоко скорбим, когда приходится сказать ему: «Ты не от духа нашего, уйди, оставь нас…» — приводит в своих заметках слова одного из учеников неплюевской школы журналист Тюменев.

 

Начало Трудового Братства

 

 

В 1889 году  трое выпускников  (Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец),  решили объединиться в общину, построили общий дом, а  Неплюев предоставил им 255 десятин земли.

 

 

 

Так началось Трудовое братство. Его цель Неплюев определил так: «…осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия».

 

 

Сам Николай Николаевич через прессу активно призывал российских помещиков последовать его примеру – вложить деньги в свой народ,  но его никто не слушал.  Более того, цензура запретила публиковать его статьи, ибо в них он писал, что человеку при жизни надо помочь обрести благоприятные условия, а не обещать рай после смерти.

 

 

Неплюев, будучи православным, критически относился к церкви. Он считал, что духовенство – «изменило правде, не проповедовало ее ни помещикам, ни народу, не призывало к осуществлению ее ни помещиков, ни народ, стало участником помещиков в создании неправды, допустило народ до одичания. В конце концов, оно само, в лице слишком многих из своих представителей, одичало, дошло до оправдания зла в жизни, а на практике настолько помирилось с анти-православной рутиной анти-братского строя жизни, что очень довольно этой рутиной, не только не проповедует, но даже и не желает осуществления православной правды в жизни». Несмотря на критику церкви, покровителем Неплюевских школ и Трудового братства был Архиепископ Черниговский.

 

 

После смерти отца, в Воздвиженск перебрались две сестры и мать Николая. Они  активно помогали проекту, ради которого сам Неплюев отказался от женитьбы, опасаясь, что, если у него будут собственные дети, то они потребуют наследство, которое Неплюев всё определил на своё главное детище.

 

 

22 июля 1895 года он  официально открывает добровольное Трудовое Братство, для людей, готовых трудиться совместно, не получая за это зарплату. Неплюеву  с трудом удалось добиться официального разрешения существования такого братства. Устав Братства был  утверждён самим императором Александром Третьим.  Неплюев всегда соблюдал законы государства. Он критиковал, но не разрушал, а строил альтернативу.

 

Будущее России по Неплюеву

 

 

Будущую Россию Николай представлял как трёхуровневое общество.
Первый и высший уровень  – это широчайшая сеть христианских трудовых общин – люди, добровольно отказавшиеся от собственности.

 

 

Второй и средний уровень — люди, занятые в государственной собственности, то есть  в больших и сложных производствах.

 

 

И третий, низший уровень – частный.  Неплюев считал капитализм явлением безнравственным и  противным христианству. Но понимал, что есть много людей, которые всё равно не смогут преодолеть свой эгоизм.  По этому  нет смысла отрицать капитализм, а надо создавать новое общество, которое развиваясь,  превратит капитализм в нечто очевидно примитивное, оставив ему место в своеобразных резервациях для духовно отсталых  людей.

 

 

Поэтому важнейшим делом христиан должно стать создание трудовых братств. Не монастырей, потому, что в монастырях люди скрываются от мира и ищут, прежде всего, личного спасения.

 

 

Нужно создавать трудовые братства, где люди создают семьи, рожают детей, производят продукт и, самое главное — христианские отношения, основанные на любви. Ибо: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34).

 

Неплюевым было введено понятие «дисциплина любви» – когда человек сознательно жертвует личными интересами ради общих интересов. Те, кто не способен был к дисциплине любви — из братства исключались. «Главная причина всего зла и всех страданий — отсутствие смиренной любви и добровольной дисциплины любви по отношению к Хозяину мира — Богу Живому».

 

 

Любовь, по Неплюеву, есть главная цель христианства и главная цель существования, потому, что только она разрешает в полной мере главное противоречие жизни – между личностью и обществом. Но любовь должна быть хорошо организованна, иначе будет обречена на страдание и исчезновение.

 

 

Любовь должна быть защищена от зла. У Неплюева получается, что если Бог это любовь, то сам Бог нуждается защите людей. Этот принцип оказался очень реалистическим, в 1890 году в трудовом  братстве  было всего 9 человек, а через 17 лет — уже  около 500.

 

 

Безусловно, Николай Неплюев  — национальный герой России. Добровольно отказавшись от очень большой частной собственности, он создал систему, которая вполне могла бы стать альтернативой развития России в 20  веке. Показал, как могла бы страна преодолеть противоречие между богатством и нищетой.

 

 

 

Вначале он создал школу для крестьянских детей-сирот, а затем, на базе её выпускников — Трудовое Братство, которому в 1901 году  передал 16.435 десятин земли с лесом, постройками и заводами. Третья часть этой земли и винокуренный завод передавались немедленно, а остальное  должно было отойти братству после смерти последнего из семьи Неплюевых. Братство же обязывалось  содержать школы, храм и больницу. Общая стоимость переданного имущества — 1.757.407 руб. сумма по тем временам фантастическая.

 

 

Трудовое Братство развивалось весьма успешно: «Так, если за 1901/2 гг. доход составил 82 тыс. руб., то за уже 1903/4 гг. — 98 тыс. руб. Наиболее доходным (1903/4гг. – 48 374 руб.) оказались лесоразработки – выработка строевого и дровяного лесов (вырубка восстанавливалась саженцами). В дальнейшем, на полученную прибыль Братство построило лесопильный завод.

 

 

На втором месте по доходности (1903/4 гг. – 22 692 руб.) оказалось полеводческое и скотоводческое хозяйство Братства. Отметим, что к 1905 г. Братство имело запашку в 1787 дес., 200 волов, 140 лошадей, 100 коров симментальской породы, 120 голов молодняка и около 600 свиней.

 

 

 

Значительный доход (1903/4 гг. – 21571 руб.) давал винодельческий завод, производящий спирт и солод из выращиваемых Братством продуктов» — пишет в своей работе самый глубокий исследователь жизни Николая Неплюева историк Николай Сомин  в книге «Апостол братской любви»

 

Быт  Трудового Братства

 

 

Братство имело, как образец, апостольскую Иерусалимскую общину, описанную в апостольских Деяниях.

 

 

Большинство новых братчиков были выпускниками собственных школ, но приходили люди и из ближайших деревень. Братство составляли общины, объединявшие людей по роду деятельности. Они назывались семьями или артелями и жили все вместе, холостые и женатые в одном доме. Женатые имели отдельные большие комнаты, холостые жили по нескольку человек в одной комнате.

 

https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/02/%D0%BD%D0%B5%D0%BF-2.jpg

 

Каждая из артелей носила имя православного святого. Ели совместно в общей  артельной столовой, имели свой семейный детский сад.

 

 

 

Артель выбирала старшину, который управлял её работой. Женщины имели право  быть избраны  наравне с мужчинами. Артель вела свой дневник и еженедельно собиралась для обсуждения насущных вопросов. К 1908 году было 10 таких артелей. Быт собственно семьи Неплюевых немного отличался от общего — они жили в собственном доме.

 

 

Братство брало на себя обязанность обеспечивать своих больных и стариков уходом, для чего была построена больница.

 

https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/psmb/b9d1502867428cb97d024040cf1d4455130a4650/116-900x816.jpg

В Братстве происходила полноценная  православная жизнь, как в каппадокийских общинах Василия Великого. Были свой храм, священник, посты, таинства. И при этом внедрялись новейшие технологии агрокультуры:  десятипольный севооборот, лучшие породы скота, станки, трактора, электростанция. телефон, была библиотека в 6 000 томов.

 

 

«Внешне это был благоустроенный поселок, в зелени, чистый, хорошо распланированный. Жители всегда были приветливы, одеты скромно: у женщин — низкие каблуки, глухой ворот платья, простой покрой, белый платочек на голове. Мужчины также ходили опрятно: в косоворотках, шароварах, заправленных в сапоги.

 

 

У членов Думы — коллегиального органа, заправлявшего делами Братства, — на груди крест.

 

Запрещалось играть в карты, пить. Бывали и драмы, когда появлялись чувства, нарушающие принятый порядок. Моя подруга любила одного человека, но ей пришлось выйти замуж за другого: так решила Дума» — пишет в книге  «Семнадцать лет на островах ГУЛАГа» свидетель событий Зоя Марченко.

Ad 3
Advertisements

 

Иерархия и управление Трудового братства

 

 

Братья и сестры делились на три разряда.

 

 

1) Полноправные – они постоянно живут в братстве, избирают братскую Думу из 11 человек, под председательством пожизненного главы Николая Неплюева. Дума владеет всем имуществом и управляет Братством.
2) Приемные – они на равных правах участвуют в доходах Братства, но не участвуют ни в выборах, ни в установке правил жизни братства.
3) Допущенные – это новички, которые решили жить в Братстве как Приёмные и проходили испытательный срок 1 год.
4) Соревнователи или друзья, живут  вне Братства, но  иногда помогают либо материально, либо своим участием.

 

 

Из числа полноправных братьев предполагалось пожизненно выбирать главу Братства. На случай его отсутствия или болезни, избирать заместителя – наместника.

 

 

По мере надобности собиралось общее собрание Братства, которое, рассматривало  отчеты главы Братства и различные заявления и предложения от братчиков. Общее собрание  имело лишь совещательный характер, оно передавало свои решения на рассмотрение в Думу.

 

Распределение доходов

 

 

1) По 10% в основной и запасной фонды.
2) Остаток распределялся поровну между всеми полноправными и приемными братчиками, но не выдаются на руки, а записываются на их личные счета.
Если человек покидал Братство, он получал  всю причитающуюся на его долю сумму, за вычетом денег, которые мог брать с согласия Думы будучи членом Братства.

 

 

В год на одежду и прочие необходимые вещи Дума выдавала каждому братчику до  150 рублей. Сумма могла уменьшаться, если Братство вкладывалось в очередное предприятие, школу или жильё.

 

 

 

Денег на личные вещи хватало с лихвой. Рубаха выходная в то время стоила   3 рубля, деловой костюм  – 8 рублей, яловые сапоги – 5 рублей, летние ботинки — 2 рубля, а проезд из Москвы в Петербург в сидячем вагоне 6 рублей 50 копеек.

 

https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/psmb/12a9fd3e910708958010e032b266c16bd8c77af0/10_Bratskaja_obina_na_vykhodnykh.jpg

Следуя дисциплине любви,  все братчики получали за труды свои строго поровну, несмотря на различия в профессиях и способностях. В коммуне не раз некоторые её члены пытались поднять вопрос против уравниловки. Ведь в обычном мире врач получал в несколько раз больше, чем доярка. Но Неплюев всегда в корне пресекал подобные заявления, он был уверен в том, что как только  братчики начнуть «считать» деньги — братсву наступит конец.

 

Милостыня это глупость

 

 

Несмотря на то, что Неплюев ввёл коммунистический порядок, он был противником традиционной милостыни, считая её пустой тратой средств. Неплюев твёрдо верил в то, что ресурсы должны не раздаваться, а вкладываться в Трудовые Братства. 

 

 

 

Неплюева многие критиковали, за то, что его братчики живут богато, носят кожаные сапоги и не помогают крестьянам вокруг.  Братчики же считали,  что нет смысла помогать людям , которые не разделяют веру в братское общежитие, а всего лишь хотят улучшить своё личное, отдельное от других материальное положение. Нет смысла помогать крестьянам стать кулаками в худшем понимании этого слова. Но при этом двери братства были открыты для всех желающих отказаться от частной собственности и влиться в неплюевскую общину.

 

Неплюев считал, что Христианские трудовые братства – альтернатива социальному хаосу, который уже наползал на Россию.

 

Критика крестьянской общины

 

 

В движении к этому хаосу Неплюев обвинял  не только помещиков, власть, превратившую церковь в своё орудие, и интеллигенцию, признававшую свободу мнений только для себя. Он обвинял и традиционную крестьянскую общину :
 «Существует крестьянская община, но цемент любви не сплачивает ее членов в одну дружную духовную и экономическую семью. Злоба на лоне общины духовно и экономически распыляет ее сочленов. Ничего общего, кроме общего владения землей и общей зависимости от «мира» у них нет. Как им не тяготиться и тем и другим! … Это большинство совершенно неспособно к дружной солидарности; при дележе урожая все мужчины ежегодно ссорились бы, бесконечно препираясь о доле каждого, требуя высокой оценки своего труда, не желая даром ничего дать больному, многосемейному и вообще тем, чей труд по каким-либо причинам был менее производителен. Все женщины ежедневно ссорились бы из-за каждой курицы, из-за каждого яйца, из-за каждой горсти муки, из-за каждого горшка. Очевидно не общинная форма жизни в том виновата, а именно настроение большинства столь же позорное для христиан, как и зловредное как в социальном, так и в политическом отношении».

https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/psmb/ae51cbd4a84d1aca9e47cadb6204e124ca71944e/IMG_1497_khram_bratstva-1.jpg

 

Во время первой русской революции окрестные крестьяне пытались грабить братство. Его члены вынуждены были защищать общинную собственность с ружьями в руках.

 

 

Неплюев считал, что русскую крестьянскую общину нужно реформировать, иначе «превращение громадного большинства русского народа в пролетариев неизбежно». Прежде всего «совершить акт национального покаяния».

 

 

 

В 1906 году в России планировался Поместный Собор православной церкви и Неплюев считал, что национальное покаяние и принятие программы социального преображения через создание Всероссийского Трудового Братства должны стать главными темами Собора: «То, что мы делаем, могут делать все».

 

 

Неплюев искал союзников. Два раза  встречался с Толстым, но не нашел с ним общий язык, определив толстовство как уход от мира, а не как его преображение. Отлучение Толстого от церкви в 1901 году Неплюев принял как должное, ибо считал толстовцев сектой.

 

Смерть Неплюева

 

 

В 1906 году Неплюев едет в Киев, где делает попытку организовать инициативную группу по созданию Всероссийского Братства. Ему аплодируют, но дальше оваций дело не идёт.

 

 

 

В конце 1907 Неплюев едет в Петербург с той же целью организации братской сети, но  с тем же результатом, что и в Киеве.  Ошибкой Николая Николаевича, видимо,  было, то , что он не оставил ни в Киеве, ни в Питере своих представителей из числа опытных братчиклв для организации дела.  Заинтересовавшиеся системой Неплюева люди просто не знали, что делать, с чего начинать, поэтому дальше эмоций дело не пошло.

 

 

На берегу Невы Неплюев сильно простудился, вернулся в Воздвиженск и 21 января 1908 года  умер.

 

 

Главой Братства была избрана  сестра Неплюева – Мария Николаевна Уманец. При ней Братство получило золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года.

 

 

 

Братство приобрело 20 000 десятин леса в Пермской губернии и  открыло там свой филиал. Во время первой мировой войны Братство посылало солдатам вещевые посылки.

 

 

Всероссийский поместный собор православной церкви ( первый с конца 17 -го века) всё-таки состоялся, по иронии судьбы, во время штурма Зимнего дворца. Как раз в тот самый момент этот собор обсуждал вопрос «Сколько прибыли имеет право получать клир». Совсем скоро наступивший хаос почти полностью смёл русскую православную церковь.

 

 

Вторая революция заставила Братство переименовывается в коммуну, но не остановила его развитие. Сомин пишет: «Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 г. поражен увиденным: высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс.По-прежнему работают две земледельческие и одна подготовительная школы.

 

 

 

Автор пишет: «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России». Но из той же статьи видно, что члены коммуны ведут глухую, но отчаянную борьбу с властями: их мучают «бесконечные комиссии». «Как угорелые, члены совета мечутся по всяким приемным волостных, уездных губернских коллегий и подколлегий, обивают пороги всяких «нач» и «зам»-ов, изводят горы бумаг на всякие ответы и жалобы по поводу явно издевательских, головотяпских решений какого-нибудь земоргановского несмышленыша»».

 

 

Ликвидация Трудового братства

 

 

В октябре 1925 г. в Глухове начала работу Выездная сессия Верховного Суда Украины по обвинению братчиков в контрреволюции. 9 членов братства были приговорены к различным срокам заключения — от 10 лет до одного года.

 

 

Незадолго до ликвидации, Воздвиженская артель (переименованная в «с/х артель им. Октябрьской революции») состояла из 530 членов и имела 1748 га обобществленной земли. Имелось полеводство на 1000 га с использованием новейших сельскохозяйственных машин, в том числе – 7 тракторов, луговодство на 160 га, животноводство (стадо крупного рогатого скота на 130 голов, 100 лошадей, 40 свиноматок), садоводство с питомниками на 87 га, лесное хозяйство на 329 га с питомниками и восстановлением выработок, пчеловодство на 50 ульев, лесопильный завод, кирпичный завод с производительностью в 25 тыс. штук в день, мельница, торфоразработки, виноделие фруктовое и ягодное, переработка продуктов животноводства, мастерские — кузнечно-слесарная, плотницкая, столярная, сапожная, построенная в годы революции электростанция (освещение и 12 электромоторов).

 

 

 

Кроме того, Братство содержало гостиницу, общественные столовые, детский сад, ясли, клуб. Как видно, несмотря на гонения и тяжелейшие годы революции, Братство в основном сохранило и даже приумножило свое хозяйство.

 

 

Трудовое Братство просуществовало до 1929 года, и было уничтожено коллективизацией. После разгрома братства, на базе его хозяйства большевики создали совхоз, который, имея  прекрасную основу, долго держал первое место по Украине. 

 

 

 

Членов Думы отправили в лагеря. Обеих сестер Неплюевых, как помещиков выслали из Воздвиженска. Но когда Чернигов был оккупирован гитлеровцами и администрация предложила  особый паек младшей сестре Неплюева Ольге, она  отказалась  брать помощь от врагов.

 

http://chri-soc.narod.ru/neplconf2009/images/IMG_0397.jpg

В конце 20  века в селе Воздвиженске Сумской области установлен памятный монумент Неплюеву и создан музей «Трудовое братство Н.Н. Неплюева». Им  занимается директор музея  Валерий Авдасёв , он собрал  документы, фотографии, письма братчиков и многое другое.
А над могилой Неплюева высится православный крест.

Loading