Ночевка в пустых домах или на промышленных объектах, вроде забытых заводов или старых бараков лесорубов – обязательная часть программы похода. Источник: http://www.chel.aif.ru
«Брошки» на карте Урала
«Это я считаю самым легким по уровню сложности маршрутом. Обычно, по нему идут начинающие. Там почти подряд идут “брошки” – Мыски, Адищево, Анфалово, Старое Муслюмово и дальше Королёво и Свобода. Часть этих деревень жители оставили еще после аварии на комбинате «Маяк» в 1959-м, часть опустела позже. Шли пешком. Если не успевали – садились на автобус», — рассказывает Павел о прошедшем походе.
Беглые зеки и чертовщина
«Радиоприемник всегда слушаем, чтобы быть в курсе дел. Услышали, что из какой-то колонии сбежали четверо с оружием охранников. Заходим в деревушку – шесть домов – а нас сразу на прицел из двух автоматов. Мы руки вверх, думал, всё, и сам пропал, и ребят подставил – убьют и концы, в прямом смысле, в воду. И никто не узнает, где могилка моя. Но смог договорится. Мол, что с того, что вы нас положите? Рации у нас нет, мобильники здесь не ловят, мы их вообще отключаем. А до ближайшего селения – километров 30. Поделились едой, алкоголем, и они нас отпустили. Даже охотничье ружье, которое я с собой беру, не взяли. Когда добрались до поселка с людьми, узнали, что их сразу, как мы ушли, взяли», — об этом происшествии, оказывается, Павел раньше никому не рассказывал.
В таких походах вообще часто происходят по-настоящему странные вещи. Например, во время последнего похода в селе Свобода Каслинского района группа решила заночевать в полуразрушенной церкви святого Симеона Верхотурского, построенной в середине XIX века. Но уснуть не смогла. Всё время сталкеры отчетливо чувствовали чье-то незримое присутствие и замечали разные необъяснимые вещи, вроде шорохов по углам, скрипа половиц и прочих странностей. Пришлось выбираться наружу и спать в палатках недалеко от храма.
Эстетика запустения
«Непередаваемые ощущения, когда ты ночуешь не в палатке у костра, а в жилом доме, да еще и перекосившемся. Если окна разбиты, мы заклеиваем их полиэтиленом. Я немного разбираюсь в печах – если есть возможность, на скорую руку восстанавливаем печку. Часто кажется, что хозяева просто куда-то ненадолго уехали: в избе стоит кровать, шкаф, стол, пара-тройка стульев, висят иконы, шторки. А однажды мы застали даже аккуратную постель с огромной периной и подстаканник на столе со скатертью. Всегда представляешь, как тут жили люди, как вели дела. И постоянно чувствуешь, что кто-то присутствует, следит за тобой. Такие ощущения возникают только в пустых домах. Это эстетика запустения, светлой меланхолии, которая не имеет ничего общего с вандализмом или паркуром. Именно за этим идет большинство сталкеров», — объясняет Павел.
Хотя есть и те, кто не скрывает, что ищет наживу. Они верят в легенды то о кладах Пугачева, то о золотой утвари староверов, то об обозах Колчака, и каждый такой любитель старых зданий в глубине души уверен, что однажды найдет свое сокровище. Но обычно они довольствуются более скромной добычей – угольные утюги, чугунные котелки, подковы, столовые приборы, реже – иконы. Павел таких не осуждает, но повторяет, что главное – это ощущения.
Кружки на карте
В своих перспективах Павел не сомневается. Число его маршрутов с каждым годом растет. Увы, этому способствует экономическая ситуация в стране, из-за которой количество черных кружочков на его карте с каждым годом становится все больше. А чтобы вернуть людей назад, требуется государственная программа поддержки малых сел и большие деньги.