Сегодня в России существуют четыре основных канала распределения фермерской сельхозпродукции — это сетевая розница, колхозные рынки, перерабатывающие предприятия и перекупщики. Но по ряду причин они не могут решить главные проблемы, мешающие организации прямой доставки свежей натуральной фермерской продукции от производителя к покупателю по доступным ценам.

1. Розничные сети заинтересованы в массовых регулярных поставках недорогой, стандартизованной и хорошо переносящей перевозку и хранение продукции (что автоматически предполагает активное использование при ее производстве средств химизации и иных современных промышленных технологий, включая применение пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста, консервантов, красителей, вкусовых добавок, генетически-модифицированных семян) и при этом взимают с поставщиков фермерской продукции высокую плату «за полки». Некоторые российские фермеры уже постепенно переходят на производство натуральной высококачественной, экологически безопасной продукции. Но из-за высокой себестоимости ее производства, цены на такую продукцию сегодня выше, чем на обычную. Причем объем ее производства пока сравнительно небольшой и не соответствует запросам розницы. Как следствие, невелик пока и объем продаж натуральной продукции, не позволяющий экофермерам аккумулировать необходимые средства для платы «за полки» и рекламу своей полезной продукции. Кроме того, многие экофермеры не в состоянии производить достаточный объем свежей натуральной продукции для обеспечения потребности сети и не могут выполнять условия сети по организации логистики: маркировке товара, фасовке, сертификации, стабильности качественных поставок и вкусовых характеристик.
2. Колхозные рынки не способны обеспечить фермерам приемлемый уровень сервиса, а покупателям — должные гарантии качества продукции (из-за коррупции уровень достоверности санитарных и ветеринарных экспертиз, проводимых на них, невысокий). Кроме того, на доступ местных фермеров к этим рынкам, влияет доминирование на них перекупщиков из числа представителей «этнического бизнеса».
3. Закупочные цены перерабатывающих предприятий сравнительно низкие, иногда ниже себестоимости и не обеспечивают фермерам высокую рентабельность. Кроме того, перерабатывающие предприятия заинтересованы в получении на переработку массовой сельхозпродукции по низким ценам, произведенную промышленным способом, а не продукцию более дорогую продукцию с небольшими естественными сроками хранения мелкого фермерского производства. Поэтому в силу качественных характеристик последней более целесообразна ее продажа без переработки.
4. Аналогичная проблема — низкие закупочные цены и непрозрачный (порой полукриминальный) механизм торговых взаимоотношений — характерны и для перекупщиков. Поэтому сотрудничество с ними не позволяет фермерам добиться высокой рентабельности и выстраивания долгосрочных отношений.
Тем не менее в настоящее время из-за отсутствия альтернатив большинство фермеров вынуждены пользоваться существующими каналами сбыта. В результате фермерская продукция не доходит до конечного потребителя в крупных городах (поскольку чаще всего направляется либо на локальные колхозные рынки, либо на переработку). Что снижает эффективность деятельности сельхозпроизводителей и лишает конечных покупателей возможности приобретать качественные и экологически безопасные продукты питания.

Но благодаря росту доходов населения и возросшему стремлению правильно питаться спрос на натуральную и тем более экологически безопасную фермерскую продукцию со стороны конечных потребителей начинает быстро увеличиваться. Таким образом, большое значение (как для обеспечения рентабельности фермерских хозяйств, так и для предоставления клиентам доступа к высококачественным продуктам питания) приобретает проблема создания связи между производителями и потребителями фермерской продукции.

Ad 3
Advertisements

Все эти проблемы можно решить с использованием механизма сбыта через фермерские производственно-сбытовые кооперативы, на условиях государственно-частного партнерства. В современных условиях продуктового эмбарго и всеобщей поддержки отечественных сельхозпроизводителей, фермерские производственно-сбытовые кооперативы могут составить очень сильную конкуренцию торговым сетям. Которые больше озабочены продажей промышленной продукцией с низкой себестоимостью, большими сроками хранения и зачастую произведённую не в России.

 

Loading