Минсельхоз прогнозирует, что через 6–8 лет Россия будет полностью обеспечена молоком собственного производства. Однако настроения фермеров в регионах могут поставить эти планы под угрозу. Низкие закупочные цены на сырое молоко лишают их мотивации развивать свои хозяйства.

Тихий бунт

Сегодня молоко остается последним продуктом, по которому в России так и не достигнута продовольственная безопасность: для достижения этого показателя необходимо 90 %, а мы обеспечиваем себя пока только на 82 %. Но к 2024–2026 годам страна достигнет нужного показателя: в этом уверен министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. На данный момент, по мнению министра, ситуация на российском молочном рынке стабилизировалась и перешла к «фазе интенсивного роста». Например, по итогам 2017 года общий объем производства молока в России вырос примерно на 1,5 %.

Однако мелких фермеров по-прежнему не устраивает закупочная цена на сырое молоко. А это вполне может стать тормозом для планов, озвученных в Минсельхозе.

Проблема снижения закупочных цен будоражила рынок в первой половине текущего года. По мнению исполнительного директора Союзмолока Артема Белова, цены снизились в связи с затовариванием рынка. В 2017-м спрос на продукцию снижался, в то время как производство и импорт росли.

Для примера возьмем один из экономически стабильных регионов страны – Тюменскую область. Там низкие закупочные цены даже привели в апреле к митингу фермеров. Тогда закупочные цены на молоко упали с 20 до 12,48 рубля за литр. Мероприятие проходило в селе Абатском. Крестьяне массово жаловались, что в промежутке от закупочной до продажной цены «кто-то ворует, поэтому одни беднеют, а другие наживаются». Управляющая делами Абатской администрации даже предложила недовольным фермерам массово поехать на автобусах к офису молокопереработчика – компании «Золотые луга». Именно она является основным закупщиком молока в том районе.

В апреле на совещании у губернатора член совета директоров «Золотые луга» Виктор Кнауб, объясняя проблему низких цен, сослался на то, что переработчикам необходимо сырье первого и высшего сорта. Из него они могут выпускать продукцию, востребованную на рынке. Молоко второго сорта может идти только на производство сливочного масла. Однако не все ЛПХ соблюдают технологии перевозки, в итоге их молоко теряет в качестве, переходя из первого сорта во второй. В результате цена и спрос на такую продукцию падают.

Правда, стоит отметить еще один факт. В прошлом году Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал вину «Золотых лугов» в нарушении конкуренции. Тюменские антимонопольщики определили, что доля «Золотых лугов» совместно с еще одной компанией составила более 70 %. Также УФАС России выявлен факт создания дискриминационных условий путем установления непрозрачных и несправедливых закупочных цен на приобретаемое у сельхозпредприятий сырое коровье молоко. Разница в уровне закупочных цен была значительной: максимальные закупочные цены отличались от минимальных цен более чем в два раза. Юристы «Золотых лугов» пытались оспорить позицию ФАС, подали иски в суд, но в итоге проиграли во всех инстанциях.

Себестоимость растет, а цены падают

На данный период региональная власть временно разрешила кризис с закупочными ценами с помощью компенсаций из бюджета. Но в Абатском районе ситуация все равно далека от того, что хотелось бы фермерам. Мы пообщались с представителем администрации и фермерами Абатского района. Несмотря на стабилизацию ситуации, она все равно еще далека от того, что бы хотелось фермерам.

Ad 3
Advertisements

Замглавы Абатского района, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Валерий Соловейко заявил корреспонденту «ФедералПресс», что проблема низких цен на сырое молоко остается: «Сегодня переработчики покупают у кооперативов по 18 рублей. А кооперативы у ЛПХ берут молоко по 15 рублей. В то время, как раньше цена была по 20–21 рублю. Но при этом растет цена на ГСМ. То есть затраты и себестоимость растут, а цена продукта падает. Даже если это минус 1–2 рубля за литр, все равно, кому это понравится? Переработчики объясняют снижение цены давлением со стороны крупных торговых сетей. Дескать, последние не хотят поднимать розничную цену на молоко. Но я надеюсь, что осенью ситуация немного сдвинется с места, спроса на молоко станет больше».

Кроме того, чиновник отметил, что снижение цен на молоко может привести к снижению объемов как производства, так и количества ЛПХ.

Руководитель предприятия «Восход Агро» Виктор Мастуненко отреагировал на вопрос корреспондента «ФедералПресс» о цене на сырое молоко так: «Вроде пока платят». Но его цена в 17–18 рублей тоже не устраивает. Он также указал на рост цен на ГСМ.

«ГСМ растет, а цены на молоко падают. В прошлые годы цена была хотя бы 22 рубля за литр. Можно было хоть как-то зарабатывать. А что сегодня? Разве это цена? Но пока держимся. Хотя с весны лучше не стало, ничего не изменилось. Мы еще и растениеводством занимаемся. Оно пока удерживает нас на плаву», – объяснил он свою позицию корреспонденту «ФедералПресс».

Еще более резко высказалась фермер Любовь Назаркова. По ее мнению, никаких положительных сдвигов с апреля не произошло. Она считает, что цена в 17–18 рублей низкая. На вопрос корреспондента «ФедералПресс», почему так происходит, она ответила: потому, что кто-то хочет лучше всех жить: «Откуда я знаю, почему так происходит. Просто потому, что некоторые хотят жить лучше всех. И им глубоко плевать на нас. Нам просто говорят: ваше молоко нам не нужно, и все. На нас низкая цена отражается так, что мы зарплату людям меньше платим. Какое, к черту, желание работать после такого?»

Корреспондент «ФедералПресс» обратился и в пресс-службу компании «Золотые луга» с запросом о закупочных ценах. На это получил очень скромный ответ: «Организация четко соблюдает правила формирования закупочных цен на молоко, размещает соответствующую актуальную документацию на официальном сайте и своевременно сообщает об этом кооперативам».

http://fedpress.ru

Loading