Какие были сногсшибательные прогнозы на весеннюю посевную: не успеем и не посеем, останемся без зерна и без молока, вирус подкосил сельское хозяйство… Не угадали. Источник: https://rg.ru

 

Где-то уже отсеялись, где-то работы еще идут. Хотя трудности есть. И одна из них — дефицит кадров. Если ее не решить, то дальше полевой сезон пойдет уже не так гладко. Корреспонденты «Российской газеты» на майских праздниках побывали на полях, чтобы поговорить с фермерами и специалистами.

 

Сухой закон

 

Звонок корреспондента «РГ» застал омского фермера Сергея Чередова из деревни Соусканово Тарского района в кабинете нарколога. Он кодировал своих работников от пьянства.

«Другого выхода у меня нет, — рассказал Сергей Никитович. — Не закодируешь, и посевная, и уборочная пойдут насмарку. Трактор новый есть, а посадить на него некого. Мужиков в деревне много, но какой из пьющего работник? Поэтому перед началом полевых работ я собрал всех желающих и привез в Большеречье к наркологу. В Таре доктора нет. Поэтому пришлось ехать в другой район. Кодировка одного сотрудника обходится мне в 3 тысячи рублей, не считая трат на питание и дорогу. Но это окупаемые затраты. Ведь кодировки хватает на целый год».

 

 

По словам Чередова, раньше сотрудников приходилось уговаривать на посещение нарколога. Но фермеру активно помогали жены сельчан. А теперь работники уже сами приходят к нему заранее, записываются на «профилактику».

 

 

И фермер действует оперативно. Время не ждет. Оптимальные сроки проведения посевной кампании в Омской области — 15-16 дней. Это значит с 15 по 28 мая в регионе должен закончиться посев пшеницы, а до 1 июня — всех остальных сельскохозяйственных культур.

 

Острая недостаточность

 

 

Острая нехватка рабочих рук на селе — проблема для Омской области традиционная. Многие сельчане предпочитают работать на Севере вахтовым методом. В других регионах России — иные причины.

Пандемия закрыла границы. А именно гастарбайтеры в последние годы восполняли недостаток кадровых ресурсов на селе. Без мигрантов не обходилось ни одно хозяйство Среднего Урала, особенно — во время пиковых сезонов.

 

 

«Обычно мы в миграционной службе оформляли патенты для приезжих из Таджикистана и Узбекистана. Они хотя и работали сезонно, но среди вахтовиков были профессионалы, которым можно доверить дорогостоящую технику. А оплата труда ниже, чем у земляков. Ждали их и нынче, но, увы, не дождались — сетует бухгалтер хозяйства «Роза» Нина Закирова.

Ad 3
Advertisements

Острую нехватку рабочих рук испытывают большинство регионов. Жителей на селе становиться все меньше. Причем многие из них, самые трудоспособные, предпочитают работать вахтовым методом в городах. Поэтому на рынке труда самая частая вакансия сегодня — это сельскохозяйственный работник, особенно в овощеводстве.

 

 

«Мигранты не приехали, и нам не хватает людей. Кто-то из-за этого не сеет вообще, мы вот уменьшили посевные площади, — сообщил «РГ» фермер из Дубовского района Волгоградской области Бахманер Хамдамов. — Это общая проблема для всей России. Общаюсь со знакомыми из Великого Новгорода, из Оренбурга — там то же самое».

 

 

Студенты вместо мигрантов

 

 

И в каждом регионе ищут свое решение проблемы сельских кадров.

«Ограничения на въезд мигрантов, безусловно, сказались на полевых работах в некоторых хозяйствах. Это подтолкнуло нас резко вооружиться энергонасыщенной техникой, пересмотреть кадровый подход — говорит председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Алексей Сальников. — Это сгладило проблему».

Воронежское правительство, которое уже получило несколько писем от местных предприятий по поводу нехватки кадров, пытается к решению проблемы подключать центры занятости.

 

 

Однако работу из-за противоэпидемических мер теряют, как правило, горожане. Но в их способность стать достойной заменой молдаванам или узбекам ни сами аграрии, ни чиновники не очень-то верят. Тема деликатная. В частном порядке ее раскрывают так: «В нашей деревне люди разучились работать. Узбека стимулирует сдельная оплата, ему нужно отправлять деньги на родину, он до заката не уйдет. А местные хотят работать по часам, с выходными, праздниками и самовольными отлучками».

 

 

По словам воронежского вице-губернатора Виктора Логвинова, массовой миграции кадров из города в деревню они не ожидают. «А пока даже студенты профильных специальностей, — отметил он, — будут этим летом работать в селе за счет того, что работодателям из бюджета компенсируют 30 процентов расходов на организацию практики».

 

Loading